nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Часть 26.


         В первой половине 18 века помимо отелей реализуются и иные архитектурные проекты. Функциональное назначение сооружений определяет заказ, однако, формы, используемые архитектором, зачастую ориентированы на рокайльный стиль, закрепленный в архитектуре отелей.
          Подобные принципы, например, используются Жаном Обером Младшим при постройке конюшен в Шантийи. Архитектор представил план этой самой замечательной постройки Шантийи в 1719 году, первый камень этого сооружения был заложен 16 мая 1721 года, а закончена она только в 1736.
          Обер решает построить для конюшен собственное здание, что было новшеством, поскольку до этого конюшни обычно включали в комплекс хозяйственных построек.  Это обширное сооружение вытянуто в длину на 200 метров. В углу, сформированном зданием конюшен и улицей и выходящем к воротам Сен-Дени, расположен открытый манеж оригинальной овальной формы, заключенный в перистиль.
        Конюшни представляют собой низкое длинное здание с типичным декором в стиле Регентства: ионические пилястры, мансаровские крыши с люкарнами, скульптура в тимпане главного вход. Однако стены с узким и легким рустом и изящные балюстрады визуально облегчают монументальность всего сооружения и придают ему вид рокайльного дворца á la italienne. Рокайльной является и тематика скульптурных композиций, декорирующих фасады здания: Диана и Кипарис, охотничьи трофеи. Скульптурный декор был исполнен Бернаром под руководством Реми-Франсуа Бридо.
         В целом, для рококо не очень характерно строительство общественных зданий, однако, в качестве примера рокайльной общественной постройки можно назвать ратушу города Ренн (арх.Ж.Габриэль, 1734). Она лишь отчасти воспроизводит традиционный тип плана и конструкции подобного здания. Ратуша в Ренне представляет собой систему из двух боковых корпусов, фланкирующих центральный – часовню, завершенную башней. Для оформления фасадов архитектор использует легкий руст и тонкие обрамления окон, отказываясь при этом от ордерных элементов, что позволяет включить здание в число рокайльных памятников.
         Примером влияния рококо на формирование градостроительного комплекса может служить архитектура Нанси, столицы Лотарингии. В 1735 году Лотарингию получает в свое распоряжение тесть Людовика XV, бывший король Польши Станислав Лещинский. Его придворным архитектором становится ученик Жермена Боффрана Эммануэль Эре де Корни(1705-1763).
          В середине века Эре де Корни осуществил в Нанси одно из важнейших градостроительных предприятий. Старый и Новый город прежде были разделены обширной территорией, на которой в 1744 году Станислав и задумал разбить новую площадь, в центре которой расположить статую в честь Людовика XV. В 1752-1755 годах Эре подготовил планы и осуществил этот проект.
          За основную ось он принял площадь де ля Каррьер, по сторонам которой стояли отели с лаконичным декором фасадов (в их числе - отель де Краон работы Жермена Боффрана). На месте старой крепостной стены Эре возвел триумфальную арку, которая обозначала границу между Старым и Новым городом. Королевская площадь продолжала ось, которая вела к городской ратуше, длина и глубина площади были обусловлены присутствием улицы Сен-Николя (Доминиканцев) и улицы де Миним (Гамбетта). Поперечная ось, делящая площадь пополам, формировалась улицами Сен-Станислас и Сен-Катрин, их окончания были оформлены триумфальными арками.
         Если общий план комплекса определяла площадь де ля Каррьер, то тип и характер построек Боффрана, в частности, отель де Краон, послужил образцом для сооружений Эре де Корни: аркады в нижнем этаже, пилястры колоссального коринфского ордера, полуциркульные окна в бельэтаже Эре использует в ряде модификаций, в частности, возводя городскую ратушу. Это здание богато декорировано скульптурой: над фронтоном помещен герб Нанси, поддерживаемый аллегорическими фигурами, в тимпане - герб Станислава, окруженный грандиозными орлами; фасад увенчивают часы, обрамленные волютами. Балюстрада, скрывающая крышу, украшена скульптурой.
          По сторонам улиц Сен-Станислас и Сент-Катрин расположены павильоны, построенные в формах, подобных ратуше. На западе это отель Интенданта дворца Станислава (Гранд-Отель) и отель Откупщиков (муниципальный театр), на востоке - медицинская школа, которую продолжают театр комедии и частный отель.
          Все решетки, украшающие этот район, в том числе и решетки Королевской площади, были выполнены Жаном Лямуром, и представляют собой шедевр стиля рококо.
          В конце площади Каррьер находится Перистиль, окруженный колоннадой. Павильоны, расположенные напротив входа, имеют в первом этаже аркады, составляющие колоннаду, и второй этаж, оформленный пилястрами. Колоннада открывается в сторону  Ля Пепинье и площади Сент-Эрвр триумфальными арками. Королевская площадь, площадь Каррьер и Перистиль составляют замкнутый ансамбль, подобного которому не существовало прежде в истории архитектуры, и который, по сути, есть порождение нового времени и нового архитектурного мышления.
          Таким образом, архитектурный облик площадей в Нанси определялся уже сформированной архитектурной средой, то есть отелями Жермена Боффрана.

        Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments