nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

В ДВУХ СЛОВАХ О «ГРЕХЕ» ФРАНЦА фон ШТУКА

          Немецкий символист и один из основателей Мюнхенского Сецессиона, Франц фон Штук был убежден, что художник должен был быть исключительно загадочной личностью. Сам он тщательно скрывал свое крестьянское происхождение (Штук родился в семье мельника, а дворянство получил только в 1906 году), а некоторые моменты его биографии до сих пор остаются тайной для исследователей его творчества. Именно поэтому и в большинство своих картин Штук старался включить нечто загадочное, чтобы зрители не только наслаждались живописью, но и попытались эти загадки разгадать.
          Впервые о Штуке заговорили после феноменального успеха его первой картины «Страж рая», показанной на выставке в мюнхенском Хрустальном дворце в 1889 году, когда он был еще никому неизвестным журнальным иллюстратором. А четыре года спустя он создал картину «Грех», которая во много определила направление развития европейского стиля модерн и способствовала возникновению культуры декаданса в Германии.
          Тема греха была довольно популярна в европейской культуре конца 19 века. Однако традиционно это понятие связывали с христианством, с библейским сюжетом о грехопадении Адама и Евы. На первый взгляд, Штук также не выходит за рамки традиционной концепции. Главной героиней его «Греха» также становится женщина. Возможно, это Ева, а возможно и Лилит.
          Лицо героини художник оставляет в тени, его черты немного смазаны, только глаза сверкают из темноты, как бы пронзая зрителя насквозь. Напоказ художник выставляет лишь тело женщины. Он высветляет, буквально высвечивает тугую плоть, но не любуется ей, а представляет в виде своеобразной апологии цинизма как некоей новой общественной нормы. Длинные темные волосы Евы распущены, но они не прикрывают, а лишь подчеркивают красоту ее небольших твердых грудей.
          Женщину обвивает огромная змея, которая как будто составляет с ней единое целое и одновременно является ее единственным одеянием. Голова змеи, отливающая металлическим блеском, более похожа на эффектное ювелирное изделие, выполненное в стиле модерн. Она лежит на правом плече Евы, глядя прямо на зрителя, а с левого плеча героини как бы стекает роскошный змеиный хвост в серебристых ромбовидных пятнах.
          Кажется, что женщина и змея составляют единое целое, поскольку невозможно определить, где заканчивается гладкая змеиная кожа и начинается человеческое тело. При этом змее нет смысла искушать героиню, они равно грешны и равно порочны.
Единственное светлое пятно находится справа за головой героини, а все остальное пространство погружено во тьму. Художник использует почти монохромный колорит, что добавляет атмосфере полотна таинственности и значительности.
          Иногда Еву с картины Штука называют «мадонной Греха», и отмечают, что художник создал образ полностью противоположный традиционному образу Богоматери, утвердив таким образом новый идеал нового времени.
          Появление «Греха» на первой выставке Мюнхенского Сецессиона ознаменовалось вполне предсказуемым скандалом и одновременно стало сенсацией. Картину сразу же признали шедевром и ее купила Новая Пинакотека Мюнхена. Позднее художник выполнил еще 11 вариантов «Греха».
          Критики писали, что Штук впервые показал грех во всем его откровенном безобразии, но при этом обнажил его ровно настолько, чтобы он остался притягательным. Героиня Штука представляет понятие греха так, как будто это отнюдь не страшное преступление против Господа, а всего лишь соблазнительная альтернатива серой обыденности.
Tags: анализ, истории, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments