nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ


Все мы родом из детства, и как бы мы не пытались в сознательном возрасте переосмыслить те давние события, примириться с ними, оправдать себя или своих близких за что-то обидное или неправильное, осадок все равно останется, и может проявиться самым неожиданным образом.
Художник-символист Одилон Редон в детстве был ребенком слабым и болезненным. Родители (между прочим, люди отнюдь не бедные), разумеется, из самых лучших побуждений отправили его жить в деревню к кормилице. Предполагалось, что там мальчик окрепнет и наберется сил перед школой. В итоге, первые одиннадцать лет своей жизни Одилон провел не с обожаемым родителями и старшим братом, а с чужими людьми, которые всего лишь присматривали за ним за деньги.
Потом, его забрали домой, он пошел в хорошую школу, подружился с братом, который позднее ввел его в круг модных парижских литераторов, но осадок все равно остался.
Редон обожал отца, но так и не простил ему одиннадцать потерянных детских лет. В 1874 году отец Редона умер, и примерно в то же время художник начал создавать очень странные рисунки углем на цветной бумаге, ее которые сам он называл "черноты". Одной из самых известных работ этого цикла является "Улыбающийся паук", написанный примерно в 1880 году.
Это огромное для графики произведение (размер 210х148 см), выполненное углем на жёлтой бумаге. Оно представляет некое кошмарное чудовище, отдаленно напоминающее паука. Отдаленно, поскольку это нечто более всего похоже на огромный черный меховой помпон с десятью ногами (вообще-то у пауков шесть пар конечностей, а ног - четыре пары, так что получается или двенадцать или восемь).
Самое ужасное в пауке - его почти человеческое лицо с круглыми глазами, носовыми отверстиями и ртом, полным зубов, который растянут в зловещей и в то же время какой-то меланхолической улыбке.
На светлом фоне, вероятно, это стена а помещении, косматое тело паука кажется ещё более черным и громадным, тем более, что чудовищное насекомое занимает большую часть листа.
Работая углем, Редон использовал различные технические приемы. В некоторых местах он соскребал уголь острым инструментом, изображая штриховку, и иногда удалял лишний уголь влажной губкой. Закончив работу, он закреплял изображение фиксативом, который имел золотистый оттенок.
Чудовищ Редона часто называют "грустными", при всей кошмарности этих почти сюрреалистических видений, они не агрессивны и не злобны, а, скорее, несчастны, как будто за их уродливой внешность прячется тонкая ранимая душа. Вероятно, это душа самого художника, так и оставшегося где-то в глубинах своего подсознания маленьким мальчиком, не понимающим, почему папа и мама его не любят.
P.S. "Улыбающийся паук" был использован другом Редона, писателем Жорисом Шарлем Гюисмансом при описании спальни главного героя в романе "Наоборот".
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Василий Тропинин. Портрет писателя Михаила Загоскина Писатель Михаил Загоскин отличался необыкновенным добродушием и наивностью. Хотя талант его…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. ИГРОКИ. 1852 Часть 2. Павел Федотов. Игроки. 1852 Ихарев. Добро пожаловать, господа, карты на столе. Утешительный (подходя к…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Петр Соколов. Портрет графини Софьи Бобринской. 1827 Графиня Софи Самойлова отличалась миловидностью и была прекрасно образована, однако, когда в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments