В те незапамятные времена, когда новый год на Руси начинался с приходом весны, именно Благовещение открывало цикл главных церковных праздников. Древнерусские богословы называли Благовещение началом Божественных праздников, и считали день 7 апреля также днём Сотворения Мира и днём Воскресения Христова по солнечному календарю.
Существует всего три варианта изображения сцены Благовещения в иконописи. Самый древний представлен знаменитым Устюжским Благовещением 12 века. Этот тип канона предполагает очень лаконичную композицию с равнозначными фигурами Архангела Гавриила и Марии. Оба священных персонажа представлены в полный рост в лёгком трехчетвертном развороте относительно друг друга. Рука Архангела поднята в благословляющей жесте, а Богоматери смиренно склоняет голову, принимая свой божественный жребий.
В другом варианте, который приобрел популярность в 15-16 веках, Мария представлена на архитектурном фоне, обозначающим как место действия дом ее отца. Она занята прядением - в ее руках нить и иногда веретено. Ангел изображается более динамичным, складки его одеяния подчёркивают движение, а благословляющий жест кажется более энергичным.
Третий, более редкий вариант, который называют "Благовещение у кладезя", восходит не к Евангелию от Луки, а к апокрифам, где есть сюжет согласно которому, Мария первый раз услышала голос Архангела, обращённый к ней, когда вышла из дома за водой к колодцу. В этом варианте в композиции присутствует колодец, возле которого стоит Мария с кувшином. Ее фигура и лицо развернуты по направлению к ангелу, парящему над ней. "Благовещение у кладезя" считается вспомогательным сюжетом, и часто включается в росписи церковных интерьеров. Самый восхитительный вариант воплощения этого сюжета был исполнен Дионисием в росписях Ферапонтова монастыря.
Праздник Благовещения закрепляет особую роль Богоматери в Спасении человечества. Ведь Гавриил не просто явился, чтобы возвестить Марии волю Господа, но и чтобы испросить ее согласия на это. Согласившись, Богоматерь стала соучастницей нашего Спасения, а зарождение Богомладенца в ее чреве стало моментом, когда Бог вочеловечился и поселился среди людей. Традиция отпускать на волю птиц в день Благовещения символизирует то, что по воле Бога нам дана свобода от греха.