В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ: СЛЕДУЯ ЗА МУЗЫКОЙ
Часть 3.
Образ Цитеры появляется в эту эпоху также и в музыке. Музыка становится непременной частью салонных собраний, помогая творить их особую, легкую и интимную атмосферу. Любимый инструмент этой эпохи – лютня. Возможно, эта популярность была обусловлена теми качествами, «которые делали ее инструментом эзотерическим и недолговечным» (Розеншильд К.К. Музыка Франции XVII – начала XVIII века. М., 1979. С.101).
Часть 3.

Это - «призрачная легкость, кажется, постоянно затухающего звучания,.. абсолютная и идеальная предназначенность для камерного музицирования наедине с собою или в узком кругу… Все это создало особую лютневую эстетику.., хрупкую и меланхоличную» (К.Розеншильд, 1979. Там же).
Лютня – символ Цитеры – нередко оказывается в руках у персонажей Ватто или Буше,
также как флейта или гитара. Художники очень часто пишут сцены музицирования, исполненного "труда, вдохновения и особой утонченности" (К.Розеншильд, 1979. С.96). Казалось, что лютневая музыка способна передать "звуки и зовы... совсем иного мира..., воссоздать восхитительно-идиллические картины жизни и природы, образы эфемерные и мечтательные или завораживающие изяществом детальной отделки своей изысканной и причудливой фактуры" (К.Розеншильд, 1979. Там же).
Лютня – символ Цитеры – нередко оказывается в руках у персонажей Ватто или Буше,



Сборники пьес для клавесина, уже созданные в то время Купереном, Рамо, Дакеном и другими авторами, давали возможность выбирать музыку под настроение, что оказалось очень важным для салонных вечеров и для более интимных встреч.



Образ блаженного острова или его символов впоследствии появляется в искусстве довольно часто, как в прямом, так и в косвенном виде. Франсуа Куперен, например, пишет "Перезвон колокольчиков на Цитере", навеянный "Паломничеством на Цитеру" Ватто, "изысканно-нарядную" пьесу, в которой автор устремляет свою художественную фантазию "к малому и даже к мельчайшему, к эстетизации деталей" (К.Розеншильд, 1979. С. 125). Позднее в "лирическом фарсе" (по определению К.Розеншильда) Ж.-Ф.Рамо "Платея" (1745) образ Цитеры уже пародируется. Она оказывается всего лишь болотом, царством лягушек и престарелой, но молодящейся нимфы Платеи, впрочем, жаждущей любви не меньше героев Мариво или Кребийона.


В XVIII веке музыка претерпевает значительные изменения и становится утонченней "благодаря усовершенствованию инструментов, изобретению новых, благодаря тому, что в исполнении больше места стали отводить женскому голосу..." (Й.Хейзинга “Homo Ludens”, М., 1993. С.212), а также изменениями в тематической ориентации музыкальных произведений.
Лионель де ля Лоранси (1861-1933), знаток скрипичной музыки, писал в своей работе "Французская скрипичная школа": "Style rocaille" является лабораторией, где окончательно переплавляется тематика, которая теряет свою безличность, усложняется и часто окрашивается в интимные и лирические тона. Кроме того, характерная черта французской музыки определяется термином "esprit" - то есть музыка находится под игом разума" (Цит.по: Бюкен Э. Музыка эпохи рококо. М., 1934. С.73).

Продолжение следует…