nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС. ОФЕЛИЯ. 1851-52

В юности Джон Эверетт МИЛЛЕС, как и большинство его сверстников-англичан буквально бредил шекспировским "Гамлетом". В 22 года он, наконец, решился попробовать выразить свои мысли и чувства по поводу великой пьесы в новой картине, которую он задумал посвятить возлюбленной принца датского Офелии.
На полотне художник с детальной точностью воспроизводит момент гибели Офелии, описанный в монологе королевы Гертруды. Девушка, сошедшая с ума, узнав, что Гамлет убил ее отца Полония, приходит на берег реки, чтобы согласно обычаю повесить свои венки на ветки ивы, и, оступившись, падает в воду. Ее платье некоторое время удерживает ее на поверхности воды, и умирая, она поет.
Начав работу над картиной, Миллес постарался найти наиболее живописный речной уголок, который максимально соответствовал бы описанию Шекспира. Подходящий вид художник отыскал на берегу реки Хогсмилл в графстве Суррей. На натуре он работал по одиннадцать часов ежедневно, героически борясь с жарой, насекомыми, бюрократическими проблемами, связанными с получением разрешения на работу в подходящем месте, и с атаками лебедей на необходимую художнику прибрежную растительность.
В итоге у него получился великолепный пейзаж, одновременно подлинный и точнейшим образом соответствующий тексту пьесы, что также отвечало и одному из основополагающих принципов искусства прерафаэлитов, настаивавших на максимальной достоверности в изображении природы. К воде клонятся плакучие ивы, символизирующие отвергнутую любовь, между их ветвей сидит дрозд, упомянутый в песенке Офелии. Берега реки поросли камышом, большая часть тростинок которого либо сломана, либо засохла, что может символизировать смерть. На зелёном фоне прибрежной растительности выделяются белые цветы шиповника, обозначающего мученичество. Кроме того, некоторые исследователи находят символическое изображение черепа среди сухой травы и веток в правой части картины.
Закончив с пейзажем, Миллес вернулся в свою лондонскую мастерскую, чтобы приступить к работе над фигурой главной героини. Это было нетипично для того времени, поскольку пейзаж считался наименее значительной частью картины и его обычно писали на завершающей стадии. Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал, которую Миллес заставлял ежедневно по нескольку часов лежать в ванне, наполненной водой. Подлинное старинное платье для портрета художник купил специально, и оно обошлось ему в 4 фунта. Ванна подогревалась с помощью нескольких ламп, но была зима, и поэтому Сиддал серьезно простудилась. Позднее Миллесу даже пришлось оплатить ее счёт от врача.
Художнику удалось уловить и запечатлеть момент, во время которого происходит переход Офелии от жизни к смерти. Поза героини с раскрытыми руками и взглядом, устремленных вверх, напоминает о христианских мученицах, однако иногда трактуется и как эротическая. Миллес пишет утонченное бледное лицо Офелии, ее слегка приоткрытые глаза и губы, как будто она ещё напевает. Венки, плывущие рядом с девушкой, согласно языку цветов рассказывают ее печальную историю: лютики являются символом неблагодарности или инфантилизма, крапива обозначает боль, маргаритки - невинность, мак - сон и смерть.
Прерафаэлитов часто упрекали, что их стремление воссоздать с детальной точностью литературные или исторические эпизоды оборачивается против них, поскольку они перегружают картины ненужными деталями. Однако в "Офелии" Миллесу удалось уловить тот самый "критический момент", когда эмоциональный накал сцены достигает своего апогея, и при этом используемые детали лишь подчёркивают ее кульминационность.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 03:05: ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС. ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. 1856 https://t.co/re71mZLsvi Пт, 03:14: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Чт, 03:05: ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС. ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. 1856 https://t.co/NbPnyqSnZ9 Чт, 03:14: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Ср, 03:06: АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. ПРАЗДНИК ЧЕТОК. ок.1506 https://t.co/AG2CPXZ8GP Ср, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments