nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ТЕОРИЯ СТИЛЕЙ:
КАК «ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ»…

Часть 4.
 рический музей в москве\

         Не стоит думать, что художественные стили сменяли друг друга, чередуясь по жесткой схеме, что, например, если кончался Ренессанс, то тут же ему на смену приходило барокко. Нет, это совсем не так. Стили могли некоторое время мирно сосуществовать друг с другом, или в недрах одного постепенно зарождались признаки чего-то нового. Не следует сбрасывать со счетов моду и требования заказчиков, ведь по большей части художники, а, тем более, архитекторы, никогда не имели возможности творить для себя исключительно то, что они сами хотели. Им приходилось учитывать мнение тех, кто приобретал их работы. Поэтому, например, в начале 18 века во Франции вполне органично уживались традиции уходящего барокко и нарождающегося рококо, а также неувядаемого классицизма, а кое-где в глухой провинции местные мастера вполне могли возводить здания со всеми признаками «пламенеющей готики».
          Кроме этих «больших» художественных стилей в искусстве существуют многочисленные течения, направления, группировки, которые также отличаются определенными индивидуальными признаками, в 20 веке это может быть и общая идейная платформа, выраженная в статьях или манифестах. А 19 век вообще не создал какого-то единого художественного стиля, и то, что строилось с использованием традиций разных эпох, называют «историзмом», или, еще более общо – «эклектикой».
         До середины ХХ века в Европе господствовал модернизм. Это не стиль искусства в полном понимании этого слова, поскольку так обозначали всю совокупность художественных направлений и течений, подчас совершенно разнообразных и не имеющих между собой ничего общего, но существовавших в одно и то же время. Единственное, что объединяет между собой течения модернизма – это антиавторитарный и антитрадиционный характер творчества художников, для которых уже нет признанных авторитетов и образцов. А также всеобщее увлечение внешними проблемами художественного творчества – композицией, колоритом, создание собственного художественного языка.
          Постмодернизм, который является определяющим понятием для искусства конца ХХ века, главной своей составляющей сделал знаковую систему. Художники постмодернизма в совеем творчестве могли использовать самые разные, подчас взаимоисключающие художественные системы. К их услугам – все, что было создано  их предшественниками, и они черпают из этого источника и творчески, а, подчас, и иронически перерабатывают то, что было создано до них. Искусство становится своеобразной игрой, а расшифровку знаков художники оставляют на откуп зрителям, и для этого не существует никаких правил и ограничений. Ты видишь в произведении не то, что хотел сказать художник, а то, что тебе хочется видеть, и, таким образом, зритель включается в игру и становится соавтором.
          Художественный стиль 1990-х – 2000-х годов искусствоведами еще не очень осмыслен. Все-таки смотреть на художественное явление, чтобы понять его, стоит через некоторое время. Пока же наше время называют постпостмодернизмом, то есть тем, что было после постмодернизма.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments