nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИСААК ЛЕВИТАН. НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ. 1894

Пейзаж в России всегда больше, чем простое изображение природы с приметами конкретного сезона. Русским пейзажиста было недостаточно в своей работе только показать красоту родного края или же решать чисто художественные задачи, например по передаче световоздушной среды в летний полдень или оттенков тающего мартовского снега. В русских пейзажах всегда есть какой-то более глубокий смысл, а иногда даже мораль. А один из самых известных русских пейзажистов Исаак Левитан, которого обычно причисляют к мастерам лирического пейзажа, создавал также и пейзажи метафорические, в которых через обращение к природе, пытался решать более сложные художественно-философские задачи. Одной из самых известных его работ этого направления по праву считается картина "Над вечным покоем".
Летом 1894 года Левитан вместе со своей подругой Софьей Кувшинниковой в очередной раз приехал в Тверскую губернию и поселился в имении Островно. Это было второе лето, которое художник проводил в этих краях, и поэтому точно неизвестно, когда именно у него возник замысел картины "Над вечным покоем". Однако известно, что это случилось там, во время его прогулок по берегам Островского озера и озера Удомля. Другим источником вдохновения для Левитана стала музыка, поскольку во время работы над картиной он постоянно просил Кувшинникову, которая была очень неплохой пианисткой, играть ему Героическую симфонию Бетховена.
На холсте изображено огромное озеро, почти бескрайнее, подобное разлившейся в половодье реке или морскому простору. Над озером - небо, такое же величественное, как и вода. В небе клубятся и сталкиваются облака, более светлые в верхней части картины и более темные, грозовые под ними.
На переднем плане неподвижную озерную гладь разрешает небольшой мыс, подобный носу корабля, на высоком берегу которого за темной рощицей стоит маленькая деревянная церковь. Слева от рощи изображено деревенское кладбище со старыми покосившимися могильными крестами, заброшенными могилами и заросшими травой тропинками. Эта часть композиции была проработана художником наиболее тщательно. Предполагается, что кладбище должно напоминать зрителю о краткости и бренности человеческой жизни по контрасту с величественной природой, распростертой вокруг.
Церковь художник перенес на картину с одного из этюдов, выполненных ранее в Плесе. В ее окне горит свеча, которая может символизировать единственный путь спасения человеческой души перед лицом вечности.
На горизонте виден еще один небольшой островок, пустынный, покрытый скудной растительностью. Предполагается, что он символизирует человеческую жизнь, теряющую свой смысл среди бесконечных и безмолвных вод, обозначающих вечность. Задний план картины занимают залитые водой луга, свинцово-зеленоватые, дополняющие общую мрачную картину окружающего мира.
На холсте представлены все три стихии - вода, земля и небо, которые, постоянно сталкиваясь друг с другом, формируют образ грозной природы, враждебной и равнодушной по отношению к человеку.
"Над вечным покоем" - это единственное произведение Левитана, где природа предстает неким самостоятельным явлением, она безразлична к человеческим страстям и проблемам. В картине он стремился показать одухотворенность самой природы, ее отделенность от человека. Небо, заполненное облаками, меняющее перед глазами зрителя свой цвет от свинцового до розового, обозначает вечность, заставляющую не только трепетно преклоняться перед нею, но и страшиться и ужасаться ее величию.
Tags: анализ, картины, пейзаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments