nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОПЛАКИВАНИЕ ХРИСТА. СЕВЕРНОЕ ПИСЬМО (?), 15 век

Художник Илья Остроухов, который помимо всего прочего был и фанатичным коллекционером иконописи, как-то раз в городе Городце приобрел пять икон праздничного чина 15 века. Обстоятельства этой покупки до настоящего времени покрыты налетом некоей тайны, и о происхождении икон практически ничего достоверно не известно. Вроде бы торговец-офеня, который продал иконы Остроухову, вывез их из Каргополя.
Именно по этой причине их относят к работам северного письма, хотя и с некоторыми оговорками. Есть также версия, что на самом деле они могли быть написаны и где-то в Нижегородской области. Однозначной остаётся только их датировка 15 веком и несомненное влияние новгородской школы иконописи, что выражается в ярко выраженной линейном ритме, эпичности образов и очевидном преобладании экспрессивных красных тонов в колористической гамме всего цикла.
Кроме того специалисты отмечают и близость икон к московской школе, на что указывает лёгкость фигур, очерченных плавными и гибкими линиями и мелкие тонко выполненные черты лиц персонажей. Так что в настоящее время исследователи склоняются к мысли, что эти иконы, даже если они и предназначались для Каргопольского собора, могли быть исполнены мастерами нижегородского направления иконописи.
Икон, которые купил Илья Остроухов, было пять: "Тайная вечеря", "Снятие с Креста", "Сошествие во ад", "Усекновение главы Иоанна Предтечи" и "Оплакивание Христа". Все они отличаются высочайшим художественным уровнем исполнения и какой-то особой эмоциональностью, но самой значительной из этой подборки вне всякого сомнения, можно считать икону "Оплакивание Христа".
Сюжет иконы восходит к тексту Евангелия, где говорится о том, что Иосиф Аримафейский, который испросил у Понтия Пилата дозволения дозволения отдать ему тело распятого Иисуса, в присутствии Богоматери, Никодима и жен-мироносиц обвил тело Христа плащаницей и положил во гроб, высеченный в скале. По традиции художники включают в эту сцену и фигуру Иоанна, любимого ученика Иисуса.
Иконописец располагает композицию строго по горизонтали. Ее центр занимает фигура мертвого Христа, обвитая белоснежными пеленами. Тело покоится на крышке каменного саркофага. К нему припали Богоматерь, юный Иоанн и Иосиф Аримафейский. При этом Мария трогательно обнимает Сына, касаясь Его лица своей щекой. Средний план занимают фигуры жен-мироносиц (скорее всего это Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея) и Никодима. Центр композиции отмечен изображением Марии Магдалины, воздевшей руки к небу в экспрессивном драматическом жесте. Задний план занимают стилизованные изображения гор, украшенные с боков орнаментом в виде чёрточек поверх красных и коричневых вертикальных полосок.
Мастер четко разделяет изображение на горизонтальные планы, но при этом композиция оказывается исключительно эмоциональной, чему способствуют тонко проработанные выражения лиц персонажей, которые выказывают страдание и скорбь.
Композиция получилась исключительно лаконичной. Судя по всему, художник сознательно отказался от каких бы то ни было дополнительных деталей, в том числе и изображения Креста, который часто включают в эту сцену, разворачивая действие у его подножия.
Колористическое решение иконы построено на сочетании зелени, охры и темно-красных тонов, при этом ярким экспрессивным акцентом оказываются белые пелены, в которые завернуто тело Иисуса.
Tags: анализ, икона, праздники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments