Часть 4.
Опыт, который получила Хильма аф Клинт в процессе работы над серией "Храм", она продолжила использовать в своем дальнейшем творчестве. Она также работала в рамках абстрактного искусства, но начала использовать для творчества акварель, а ее работы существенно уменьшились в размерах. Также она продолжила и свои эзотерические исследования, и ее произведения, начиная с 1920-х годов, несут на себе ещё более серьезное влияние антропософских художественных теорий.
Кроме того, всю оставшуюся жизнь Хильма пыталась осмыслить что это было, то есть понять сущность таинства контакта, который она пережила и выразила через свои работы. После нее остались 150 тетрадей с записями ее размышлений по этому поводу и даже неких исследований.
В 1917 году Хильма обосновалась в новой студии в Мунсе, которую она оборудовала рядом со своей виллой "Фурухейм". Позднее, в 1920 году после смерти матери она вместе с Томасиной Андерссон переехала в Хельсинки, где дамы поселились в одной квартире.
В 1920-х-30-х годах Хильма вместе с подругой много времени проводит в Гетеануме, штаб-квартире Антропософского общества в швейцарском Дорнахе. Там она изучала архивы организации в попытках приблизиться к разгадке смысла своих собственных работ и вообще всего, что с ней происходило в последние годы. Там же она изучала теорию цвета Гете в трактовке Штайнера и пыталась реализовать ее в своих работах.
В 1935 году Хильма и Томасина переехали в Люнд, а после смерти подруги в 1940 году 77-летняя Хильма поселилась у своей кузины Хедвиги аф Клинт на вилле в Юрсхольме неподалеку от Стокгольма.
По завету Рудольфа Штайнера при жизни Хильма аф Клинт так не разу и не выставила своих работ, если не считать нескольких закрытых показов для избранных, проведенных Антропософским обществом. Более 1200 картин и рисунков были аккуратно упакованы и хранились в ее мастерской. Все это богатство было завещано племяннику Хильмы вице-адмиралу Королевского морского флота Швеции Эрику аф Клинт с единственным условием выставить их не ранее, чем через 20 лет после смерти художницы.
Хильма аф Клинт умерла, а, вернее, погибла, став жертвой автомобильной аварии, в 1944 году в возрасте почти 82 лет.
Ящики с ее работами согласно ее завещанию были вскрыты в середине 1960-х годов, и никто из тех, кто при этом присутствовал, даже не догадывался, что именно они содержат. Племянник Хильмы даже перевыполнил ее условия. Картины аф Клинт никто не видел до 1980 года, когда ее творчество впервые было представлено широкой публике. Незадолго до этого всю коллекцию предложили в передать в дар Музею современного искусства Стокгольма, который предпочел от нее отказаться.
В итоге был организован фонд Хильмы аф Клинт, который и получил в свое распоряжение ее творческое наследие: картины и обширный архив, а также личные вещи. А выставка "Духовность в искусстве. Абстрактная живопись 1890-1985", которая проходила а Лос-Анжелесе в 1986 году, стала посмертным триумфом Хильмы аф Клинт, открыв ее творчество миру.
Вообще-то ее первые абстракции, выполненные а 1906 году на 4 года опередили первые подобные опыты Василия Кандинского. Так что Хильма аф Клинт действительно была первым художником-абстракционистом в истории мирового искусства. К тому же это был очень специфический женский абстракционизм, более мягкий и гораздо более чувственный. Но тот метод, который практиковала Хильма при работе, связанный с раскрытием подсознания и попыткой перенести на холст нечто неосознанное в обход мышления, очень напоминает теории сюрреалистов. Так что в какой-то мере можно считать, что она предвосхитила появление сюрреализма почти на целых 15 лет, что весьма существенно для 20 века.
Трудно сказать, чем был ее опыт взаимодействия с миром духов, но как художница она была исключительно талантлива и оригинальна.