nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. КОМПОЗИЦИЯ VII. 1913

Одной из причин, по которой успешный юрист и преподаватель Московского университета Василий Кандинский начал профессионально заниматься живописью, была его синестезия, особая форма восприятия окружающего мира, которая характеризуется способностью ощущать явление сразу несколькими органами чувств, например, видеть звук или чувствовать вкус красок. Кандинский же ощущал живопись как музыку, и поэтому давал своим картинам, которые, начиная с 1910-х годов, становились все более абстрактными, музыкальные названия, и даже выработал особую концепцию "ритмического" использования цвета в живописи.
В 1911-13 годах Кандинский создал своеобразный триптих, включающий в себя работы, названные им "Композиция V", "Композиция VI" и "Композиция VII". Картины объединены темой Апокалипсиса, и самой значительной из них считается последняя, "Композиция VII". Иногда ее даже называют величайшей вершиной творчества Кандинского, лучшим произведением, созданным художником до Первой мировой войны.

Василий Кандинский. Композиция V

Василий Кандинский. Композиция VI

В процессе работы над картиной художник исполнил более тридцати эскизов, выполненных акварелью и маслом, которые служат своеобразной хроникой творческого процесса. Но саму "Композицию VII" Кандинский выполнил всего за четыре дня, с 25 по 28 ноября 1913 года.

Василий Кандинский. Эскиз к "Композиции VII"

Исследователи, изучив записи и эскизы художника, определили, что основная тема картины - Страшный Суд и Райский сад, которую дополняют элементы предыдущей "Композиции VI", Всемирный потом и Воскресение, воплощённые в категориях чистой живописи.
Страшный Суд Кандинский воспринимает не как катастрофу, а, скорее, как некое освобождение или перерождение, переход вещного мира из материального состояния в духовное. Поэтому "Композицию VII" в отличие от двух предыдущих работ серии отличают светлые краски и "вспыхивающие" контрастные линии.
Перед зрителем разворачивается некое грандиозное по своему масштабу событие, которое художник воплощает а столкновении красочных пятен и линий. В левой части картины волнистые линии можно трактовать как воды Потопа, поглощающие земную твердь. В центре - овальная форма, пересекаемся множеством неправильных прямоугольников, окружённая вихрем цветов и форм, ее можно воспринимать как некую Божественную основу. Над ней - серая фигура, а которой можно увидеть образ ангела или Святого Духа, а ещё выше - диагональ, устремляющаяся вверх подобно потоку божественной энергии.
Кандинский стремился композицию каждой своей картины выстроить так, чтобы зритель мог как бы войти внутрь нее и ощутить себя в центре вихря цветовых линий и пятен. Художник делает нижний край композиции более тяжёлым, тем самым выдвигая его вперёд, а верхнюю часть наоборот облегчает, отдаляя ее от зрителя. За счёт одного из главных контрастов Кандинского, между синим и жёлтым цветами, а центре композиции создаётся зона активного движения вглубь и наружу.
Колористическая гамма работы наиболее светлая и гармоничная из всех работ этой серии. Считается, что цветовой строй картины определяет тема радуги, символизирующая договор между Богом и людьми. Доминирующими цветами холста являются красный - символ мощи и энергии, синий, цвет покоя, и белый, олицетворяющий вечность. Жёлтый цвет, противостоящий синему, по мысли художника является цветом легкомысленным и разбрасывающимся.
Кандинский создал своеобразный космический пейзаж, наполненный энергетическими потоками, увлекающими зрителя ввысь, в Царствие Небесное.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments