nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ЖАН ОНОРЕ ФРАГОНАР. КАЧЕЛИ (СЧАСТЛИВЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ КАЧЕЛЕЙ). 1767

В 1767 году парижский финансист барон де Сен-Жюльен решил заказать очень известному в то время художнику Габриэлю Франсуа Дуайену, мастеру композиций на религиозные и мифологические темы, полотно, сюжет которого он придумал сам. Это должно было быть изображение его самого, подсматривающего за своей любовницей на качелях, которые раскачивает епископ. Дуайен, ужаснувшийся такой фривольности, сам взяться за заказ не решился, но переадресовал его Фрагонару, который в то время как раз начал приобретать известность как мастер галантных сцен.
Фрагонар немного изменил сюжет, и епископ был всё-таки заменён на немолодого мужчину, одетого в светский костюм, а сам барон де Сен-Жюльен превратился в юного страстного любовника, что, без сомнения, ему весьма польстило.
Незамысловатый сюжет под виртуозной кистью Фрагонара стал настоящим апофеозом стиля рококо, и оказался, возможно, самой известной французской картиной 18 века.
Итак, перед глазами зрителя на фоне буйной, ярко-зеленой растительности в заброшенном уголке парка разыгрывается забавная галантная сценка. Юная красавица в модном роскошном наряде развлекается, касаясь на качелях. Художник располагает веревки качелей так, что они образуют две пересекающиеся крестообразно линии и создают ощущение энергичного ритма раскачивания. Динамику движения подхватывает также и туфелька, слетевшая с прелестной ножки героини, и как будто застывшая в воздухе. Кстати, эту деталь придумал художник Дуайен, только по его замыслу туфельку должны были поддерживать парящие в воздухе амурчики.
Движение качелей подчеркивается лёгкими тенями, которые одновременно акцентируют внимание на изящном жесте рук девушки и ее сияющих глазах, как будто она наслаждается моментом раскачивания, в то же время ожидая чего-то большего.
Качели раскачивает мужчина, сидящий в тени деревьев на каменной скамье. Черты его лица трудно различимы, это может быть либо старый муж героини, либо ее преданный слуга. Слева на переднем плане картины за пышным кустом шиповника прячется юноша, очевидно счастливый любовник прелестницы. Он поглощен невероятно соблазнительным зрелищем, и с вожделением разглядывает ножки своей подруги, обтянутые белыми чулками с пикантными розовыми подвязками. Слева на камзоле юноши приколот розовый бутон как символ его влюбленного сердца. На переднем плане лежат садовые инструменты, которые, возможно, намекают на то, что молодой человек пробрался в парк, прикинувшись садовником.
За красоткой, качающейся на качелях, наблюдают ее маленькая комнатная собачка, иронический символ супружеской верности, едва различимая из-за кустов, и пара скульптурных амурчиков. Ещё одна статуя, которую художник сдвигает к левому краю полотна, изображает Купидона, прижимающего палец к губам, и тем самым солействующего сокрытию тайны влюбленных. Статуя Купидона написана с подлинной статуи работы Фальконе. Однако иногда утверждается, что Фрагонар изобразил не Купидона, а античного бога молчания Гарпократа.
Качели подвешены к искривленному стволу дерева, ствол которого, находящийся вровень с фигурой юноши, может символизировать, что душа и тело героя также истерщаны страстью и любовным желанием, как ствол этого дерева - временем.
Фрагонар изображает парк достаточно условно, сосредотачивая свое внимание на модном наряде героини, каждая деталь которого выписана необыкновенно точно. Сложная поза модели, откинувшейся назад, получилась у художника исключительно естественной и изящной.
Именно так большинство зрителей и воспринимает эпоху рококо - беззаботный мир, полный чувственных наслаждений и пикантных любовных приключений.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments