nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

АНГЕЛИКА КАУФМАН
Часть 1.


Ангелика Кауфман. Автопортрет в возрасте 30 лет. 1770-е гг.

Когда речь заходит о юных гениях, о вундеркиндах, которые уже в раннем детстве проявили невероятную одаренность в каких-то областях науки или искусства, и стали профессионалами, зачастую ещё не достигнув младшего школьного возраста, поневоле задаешься вопросом: чего в этих историях больше - интереса и воли самого ребенка или амбиций его родителей. Вероятно, Моцарт стал бы Моцартом даже без жёсткой направляющей руки его отца Леопольда. А вот стала бы Ангелика Кауфман столь выдающейся художницей и стала бы вообще заниматься живописью без вмешательства ее отца или нет, это ещё больший вопрос.
Мария Анна Ангелика Катерина Кауфман родилась 30 октября 1741 года в швейцарском городке Кур, симпатичном, но ничем особо не прославившемся, за исключением пары средневековых церквей и резиденции местного князя-епископа. Отец Ангелики, Иоганн Йозеф Кауфман, происходил из бедной австрийской семьи и был художником-самоучкой. Впрочем, он писал довольно неплохие портреты и виды замков, а также занимался оформлением церковных интерьеров. На момент рождения дочери он состоял при дворе князя-епископа Кура, видимо, участвуя в декоративной отделке его недавно возведенной резиденции. Мать Ангелики звали Клеофия Лутц, и она была неплохой певицей и музыкантшей. Девочка была единственным ребенком в семье. Позднее, когда его контракт завершился, семья перебралась в Форарльберг, где прошли ранние детские годы Ангелики.

Форарльберг. Современный вид

Судя по всему, Иоганн Кауфман был из тех отцов, которые считают, что из дети просто обязаны реализовать все их нереализованные планы и достичь тех вершин, которых им достичь не удалось. В таких семьях, как правило, и начинают активно практиковать раннее развитие и образование детей, иногда изобретая собственные системы. В итоге, к семи годам Ангелика не имела никакого интереса к детским играм и развлечениям, у нее не было подруг, и вообще никакого общения со сверстниками, она не играла в куклы и не гуляла в парке, но зато она могла свободно говорить на четырех языках (английском, немецком, французском, итальянском), прелестно пела и не менее прелестно рисовала. Музыке ее обучала мать, а живописи отец, которому с шести лет она уже помогала в его мастерской. Позднее сама Ангелика утверждала, что была вполне счастлива в детстве и сама сознательно отказывалась тратить время на глупые детские забавы.
Семье пришлось часто переезжать, поскольку Кауфман постоянно искал новые заказы или более-менее постоянную работу при дворах мелких швейцарских, австрийских и итальянских правителей. Так в 1752 (или в 1753) году он оказался в Комо в Ломбардии при дворе князей Салис. К этому времени Ангелика уже стала его полноправной помощницей. Свою первую самостоятельную работу маслом она выполнила в девять лет, а в одиннадцать уже получила первый настоящий профессиональный заказ.

Ангелика Кауфман. Автопортрет между Музыкой и Живописью. 1792

Вообще-то ей самой гораздо больше нравилось петь, а не рисовать, и она мечтала стать певицей и выступать на сцене. Но и здесь отец сказал свое веское категорическое "нет". Кауфманы были убеждены и католиками, и сцена представлялась им опасным местом, а все артисты - отъявленными греховодниками. Так что девочке пришлось поневоле выбрать живопись, против занятий которой отец не возражал, тем более, что уже с десяти лет работы Ангелики приносили существенную часть семейного дохода. Юный талант заметили и у девочки появились влиятельные покровители из числа местной знати.

Ангелика Кауфман. Автопортрет. 1753

Это происходило так. Маленькая хорошенькая девочка, прилично одетая, с папкой для рисования в руках обходила виллы в окрестностях Комо и предлагала купить ее рисунки. Очень может быть, что сцену срежиссировал отец, он же незаметно присматривал за дочерью, чтобы с ней не случилось чего-нибудь нехорошего. Богатые дамы умилялись и дрогнувшим голосом спрашивали, как это родители отпускают такую крошку одну. Ангелика с лёгким недоумением отвечала, что привыкла быть самостоятельной и должна зарабатывать, чтобы помочь семье. Разумеется, ее рисунки, очень даже неплохие для ее возраста, разлетались как горячие пирожки.
А Иоганн Кауфман изредка сдержанно хвалил дочь, что было для нее гораздо более ценным, чем все восторги окружающих. Кауфман был вообще по натуре человеком суровым, и боялся перехватить ребенка. Впрочем, вполне вероятно, что он подсознательно завидовал своей Ангелика, понимая, что в свои юные годы она уже намного превосходит его по уровню мастерства.
В 1754 году Кауфман решил переехать в Милан, полагая, что в большом городе у Ангелики будет больше возможностей проявить свое дарование, продолжить учебу и приобрести ещё больше высокопоставленных знакомых. Впрочем, соблазнов там тоже оказалось гораздо больше. Примерно в это время у юной художницы случился тайный Роман с неким музыкантом. Он был покорен вокальными данными Ангелики и настрйчиво уговаривал ее бросить живопись и бежать с ним, чтобы стать певицей. Девушка уже почти согласилась, но потом все же что-то ее остановило, и она предпочла остаться м родителями. Отец об этой истории так и не узнал.

Ангелика Кауфман. Три певицы. 1796

Продолжение следует...
Tags: биографии, женщины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments