Часть 4. Лондон
Ангелика Кауфман. Автопортрет. 1770-е гг.
Работа по заказам богатых англичан, многие из которых совершали так называемый Гран Тур, то есть большое заграничное путешествие, знаменующее окончание учёбы и переход к самостоятельной взрослой жизни, Ангелика Кауфман обзавелась многочисленными полезными знакомствами в этой среде. В числе ее друзей, например, был знаменитый английский актер Дэвид Гаррик.
Ангелика Кауфман. Портрет актера Дэвида Гаррика
Одна из ее новых покровительниц, леди Бриджит Вентворс Мюррей, пригласила Ангелику в Англию. Предполагалось, что в поездке девушка будет сопровождать ее в качестве подруги и компаньонки. Ангелика с радостью согласилась, заявив, что уже давно интересуется английским искусством и имеет в Англии много друзей, которых мечтает навестить. Ещё одним приятным бонусом для нее оказалось то, что это была ее первая поездка, в которую она отправилась самостоятельно, без бдительного присмотра отца.
Ангелика Кауфман. Художница Макарон
В Лондон она отплыла в июне 1765 года, а уже к началу осени благодаря своим влиятельным друзьям имела прекрасную мастерскую на Голден-сквер в Лондоне. Многочисленные заказчики, наслышанные о ее успехах в Риме" выстраивались в очередь перед ее дверями. Английские коллеги также отнеслись к ней вполне доброжелательно. В 1768 году Ангелику даже приняли а качестве полноправного члена в только что образованную Королевскую академию художеств. По слухам, особой благосклонностью по отношению к молодой художнице отличался сэр Джошуа Рейнолдс. Он написал ее портрет (впрочем, она тоже написала его портрет), а в его записной книжке Ангелика была записана как "мисс Ангел".
Ангелика Кауфман. Портрет сэра Джошуа Рейнолдса
Полтора года Ангелика вкалывала, не поднимая головы, а потом совершенно неожиданно влюбилась. Ей уже было 25 лет, достаточно зрелый по тем временам возраст, ее романтически настроенное сердце было свободно, а опыта в любовных отношениях никакого не было (если не считать юношескую историю с несостоявшимся побегом). Большую часть жизни она училась и работала, а все остальное контролировал ее отец.
Ангелика Кауфман. Прощание Абеляра и Элоизы. 1778
В общем, избранником Элоизы оказался некий молодой человек, который в свете был известен под именем шведского графа Фредерика де Хорна. Он имел репутацию человека богатого и щедрого, а также считался большим любителем искусства. Очевидно, также, что он умел виртуозно говорить комплименты и пудрить девушкам мозги. В общем, в феврале 1767 года пара обвенчалась в церкви на Пикадилли. А затем почти сразу же случился грандиозный скандал.
Подробности происшествия оказались весьма противоречивыми. То ли выяснилось, что граф уже был женат, и у него даже были дети. То ли обнаружилось, что этот де Хорн и не граф вовсе, а какой-то авантюрист без роду и без племени, и даже фамилия у него не настоящая. Хотя деньги у него откуда-то были, и к счастью, Ангелику он хотя бы не обокрал. В итоге из брак признали недействительным, а сердце бедняжки навсегда оказалось разбитым, ведь она на самом деле влюбилась в этого (козла) де Хорна.
Ангелика Кауфман. Автопортрет
Впрочем, по Лондону ходили слухи, что вся эта история была построена, и к Ангелике специально подослали ловкого афериста, чтобы жестоко отомстить за отказ. В числе организаторов злого розыгрыша называли и некоего настоящего графа или лорда, домогательствам которого она не уступила. А кое-кто уверял, что все подстроил не кто иной, как сэр Джошуа Рейнолдс, который предложил Ангелике руку и сердце, но получил решительный отказ. В этой последней версии, возможно, есть некое зерно истины, поскольку отношения у Ангелики Кауфман и Рейнолдса после ее избрания в члены Академии художеств были довольно сложными.
Продолжение следует...