nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ:
ДОМА ДЛЯ ВСЕХ

Часть 28.

        Среду города помимо отелей и, возможно, в большей степени, чем отели, формируют доходные дома буржуазии. В XVII-XVIII  веке их называют les maisons d`accompagnement, то есть «дома сопровождения». Очевидно, под этим понимается то, что они сопровождают дворцы и отели, считавшиеся в ту эпоху более значительными постройками.
          К началу XVIII века в Париже многие старые доходные дома разрушаются, на их месте возводятся новые. В предыдущую эпоху этажность городских домов была ограничена  пятью этажами, теперь, очевидно, этот запрет снят, и некоторые дома достигают восьми этажей. В целом, планировка и структура фасада этих домов остается прежней, в основе своей, восходя к труду Пьера Ле Мюэ «Манера хорошо строить для всех» (1647, повторное издание 1663).

   
                              Пьер Ле Мюэ «Манера хорошо строить для всех».1647

        Эта система была закреплена и в 3 томе «Курса архитектуры» Ж.-Ф.Блонделя (1771-1777). На первом этаже доходного дома размещались помещения для одной или двух лавок, значение второго этажа, где обычно располагалась самая дорогая из квартир, сдаваемых внаем, подчеркивалось балконом. Выше на 3-5 этажах располагались более дешевые квартиры. В таком доме могла быть и мансарда. К декоративным элементам, украшавшим фасады таких домов, можно отнести рустовку, скульптурное обрамление окон, створки дверей, решетки на окнах и балконах.
          Чаще всего эти декоративные элементы исполнялись по эскизам архитектора, хотя обычно заказчик-буржуа приглашал его в качестве организатора работ. Очевидно, что подобное отношение предполагало полную творческую свободу архитектора, во всяком случае, в том, что касалось выбора элементов декора. Известно, что архитектор Ж.-Б.Вотрен, строивший дом Вотар на улице Уери, получил плату за подобные эскизы решеток и скульптурного орнамента.
          В первой половине XVIII века архитекторы используют рокайльные формы для декоративных элементов доходных домов, следуя модным тенденциям, заложенным и закрепленным в строительстве частных особняков. Чаще всего это раковины, маскароны, завитки, изогнутые линии, которые украшают окна, дверные створки или решетки доходных домов.
          Иногда архитекторы сами выступали в качестве инициаторов строительства подобных дома, предназначая их к дальнейшей перепродаже или же используя для извлечения доходов для себя. Известно, что подобные предприятия осуществлял Ж.-М.Оппенор.
        Судить о внутренней планировке и о декоративном оформлении интерьеров квартир в таких домах достаточно сложно, поскольку подобные образцы не сохранились. Однако, это очень интересная проблема, так как именно в обстановке квартир доходных домов проходили салонные собрания – основная форма культурной жизни 18 века. Хозяйки салонов чаще всего были недостаточно богаты, чтобы строить себе отели, поэтому они снимали квартиры и обставляли их по своему вкусу и с учетом материальных возможностей. Причем, это оформление не всегда соответствовало общепринятой моде. Известно, например, что в квартире Адриенны Лекуврер стены были покрыты гобеленами, что является редкостью в эту эпоху.
          Признаки стиля рококо можно найти во всех основных типах светских построек этой эпохи. Они составляют конструктивную, плановую и декоративную основу отелей, дворцов, замков, павильонов, общественных построек, а в доходных домах проявляются в декоративном оформлении фасадов.

   Продолжение следует…
 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды к известному австрийскому композитору Арнольду Шёнбергу, крупнейшему представителю музыкального экспрессионизма и…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Когда Джакомо Пуччини работал над оперой "Богема", то вокруг него сложился своеобразный кружок друзей, называвших себя "Клубом…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Купол церкви Санта-Мария -дель-Фиоре во Флоренции Когда во Флоренции строили купол церкви Санта Мария дель Фиоре, модель, которую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments