За всю свою творческую жизнь Амедео Модильяни создал огромное количество женских портретов в стиле "ню", и одной из первых и лучших работ этого условного цикла является "Сидящая обнаженная", написанная им в 1916 году.
В это время у него ещё был роман с Беатрис Гастингс, английской поэтессой и литературным критиком, которая часто становилась его моделью. В чертах лица "Сидящей обнаженной", хотя и достаточно условных, многие исследователи склонны видеть образ именно Гастингс. К тому же в то время, когда художник работал над картиной, они ещё жили вместе.
Беатрис Гастингс. Фотография 1918 года
Однако удлиненное лицо модели с упрощёнными чертами, обозначенными резкими линиями, напоминает, скорее, скульптурный слепок или африканскую маску, которыми восхищался художник. Наклон головы и опущенные ресницы отчасти отсылают зрителя к героиням типичного салонного портрета. Кроме того известно, что для подобного позирования Модильяни как правило нанимал профессиональную натурщицу.
Девушка на картине изображена в исключительно мягкой манере. Она сидит на постели, опираясь руками на кровать. Голова опущена вбок, так что подбородок опирается в плечо. Глаза закрыты, словно она дремлет. Неудобная поза героини служит тому, чтобы ее бедра естественным образом выдвинулись вперёд. И художник изображает ее фигуру только до бедер, сознательно приковывая внимание зрителя к груди и лону героини. Этот прием впоследствии художник будет использовать достаточно часто.
Образ Обнаженной полон чувственности, однако в нем отсутствует сексуальная провокация, которая присуща более поздним ню Модильяни. Но художник изображает темные волосы на лодке девушки, что в начале 20 века ещё считалось крайне неприличным и шокировало публику.
Высветленная нежно-розовая кожа героини, ее стройная девичья фигура и небольшая грудь создают ощущение юности и невинности. Длинные черные волосы,ниспадающие на плечи и грудь, словно ласкают тело подобно умелым рукам опытного любовника. Художник необычайно тщательно прорисовывает прочли волос, оставляя на густом слое краски борозды черенком кисти.
Левая рука героини, написанная энергичными мазками, превращается в почти абстрактную форму, лишённую деталей. Нейтральный серый фон картины максимально выдвигает фигуру героини на передний план. Модильяни пишет фон густой влажной кистью, моделируя разнообразную фактуру стены.
"Сидящая обнаженная" одновременно кажется и целомудренной и чувственной. Возможно именно поэтому ее и считают одной из самых прекрасных ню Амедео Модильяни.