Эдуард Мане. Олимпия. 1863
Одним из самых громких скандалов в истории европейского искусства считается скандал, случившийся в 1865 году в Париже, когда в Салоне впервые была выставлена "Олимпия" Эдуарда Мане.
История создания картины практически неизвестна. Предполагается, что художник работал над ней одновременно с "Завтраком на траве". Источником его вдохновения могла быть "Венера Урбинская" Тициана, которую он копировал во время своего пребывания в Италии в 1850-х годах. А также "Рождение Венеры" Александра Кабанеля.
Эдуард Мане. Копия картины Тициана "Венера Урбинская"
Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863
Предполагают, что работая над "Олимпией", Мане обращался к поэзии Шарля Бодлера. Моделью для образа главной героини стала знаменитая натурщица (и менее знаменитая художница) Викторина Меран, с которой Мане очень часто работал.
Викторина Меран. Фотография 1860-х гг.
Главная героиня полотна, обнаженная молодая женщина, полулежит на постели, опираясь на высокие белые подушки. Ее левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно, которое является центром всей композиции. Олимпия смотрит прямо на зрителя, и ее взгляд кажется откровенным и вызывающим. На модели лишь несколько модных украшений: крупная розовая орхидея в темно-рыжих волосах, черная бархотка с крупной жемчужиной на шее, жемчужные серьги и широкий золотой браслет с подвеской. Ее ноги украшают золотистые домашние туфли-панталеты без задников. На белые простыни наброшено белое покрывало с изысканным цветочным от узором, обивка кровати - темно-красная.
На картине также присутствует и второй персонаж - темнокожая служанка в ярком розовом платье, которая держит в руках роскошный букет, очевидно присланный одним из поклонников героини. В изножье кровати справа изображен черный кот, выгнувший спину, который является важной композиционной и смысловой точкой картины. Его шерсть, также как и лицо служанки почти сливаются с фоном.
Мане, который во время работы над "Олимпией" увлекался японским искусством, практически отказался от использования пространственной глубины и сделал композицию резко контрастной и плоской.
Вертикальная золотистая полоса, декорируюшая стену, делит картину почти точно пополам, что акцентирует внимание слева на голове модели, а справа - на фигуре служанки.
Первых зрителей больше всего возмутила откровенность и вызов главной героини, наготу которой художник не стал оправдывать, вписывая в античный или в восточный сюжет. Перед публикой предстала уверенная в себе современная женщина, на что указывали ее модные украшения, которая совершенно не стыдилась своего статуса дамы полусвета,а, наоборот, откровенно его демонстрировала, фактически предлагая себя зрителю. Даже название картины, навеянное поэмой Закари Астрюка "Дочь островов", отсылало к имени Олимпия, которое в Париже середины 19 века было нарицательным и обозначало куртизанку.
Предметы, которыми окружена Олимпия на картине, также намекают зрителю на эротические приключения: жемчужины являются символом богини Венеры, черный кот традиционно сопровождает ведьму и обозначает любовные излишества, а орхидея - известный афродизиак.
При работе над "Олимпией" Мане стремился к поэтическому преображению реальности, и потому построил свое полотно на очевидных контрастах (например, жемчужно-белое тело Олимпии - черная кожа негритянки), сочетая широту и обобщенности манеры с нежностью нюансов и богатством рефлексов.
Во время первого показа "Олимпия" вызвала град насмешек обывателей и весьма неодобрительные отзывы критиков. Организаторы выставки даже поставили у картины двух вооруженных охранников, которым даже пришлось доставать оружие, чтобы отпугнуть глумящуюся толпу.
Но у картины нашлись и поклонники, готовые выкупить полотно. Однако "Олимпия" была продана уже после смерти Мане его вдовой на деньги, собранные по подписке, организованной Клодом Моне в 1889-90 гг. Первоначально было решено поместить ее а Люксембургском дворце, где она и оставалась до 1907 года, когда по личному распоряжению тогдашнего президента Франции Жоржа Клемансо ее перевезли в Лувр. В настоящее время "Олимпия" находится в музее Орсе.