nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ГЮСТАВ МОРО. ОРФЕЙ. 1865

Чаще всего в своем творчестве художники вдохновляются хорошо всем известными сюжетами из истории, литературы или мифологии, стараясь как можно ярче и точнее отразить их в своих работах. Но бывает и так, что они сами придумывают оригинальные решения для общеизвестных тем, и тогда их картины превращаются а совершенно новый жанр, некое синтетическое литературно-художественное произведение.
Одного из основателей французского символизма, Гюстава Моро, всегда завораживала легенда об Орфее, но вот ее финал казался ему каким-то незавершенным. И тогда Моро придумал мифу собственную концовку. По его версии, когда убитый горем после смерти Эвридики Орфей отказался поклониться богу Бахусу и был за то разорван на куски неистовыми менадами, а его голову и лиру бросили в реку Эбро, их нашла и благоговейно достала из воды фракийская девушка.
Картину "Орфей" Моро начал писать в 1865 году и она ознаменовала собой новый этап его творчества. Его первые работы были перегружены различными деталями, а в "Орфее" художнику удалось создать очень простую, но в то же время гармоничную и величественную композицию.
Фракийская девушка, одетая в фантазийный наряд, нежно держит в руках голову Орфея, покоющуюся на его лире. Голова героини изображена в профиль и чуть наклонена. Это отсылает зрителя к похожим образцам эпохи Возрождения, которые очень ценил художник. Любопытно, что "Орфей", также в духе мастеров эпохи Возрождения, был написан на дереве, что для искусства 19 века было уже достаточно редким.
Для того, чтобы максимально достоверно передать позу девушки, стоящей с лирой и головой Орфея, художник заставлял обнаженную модель позировать по нескольку часов а день. При этом она держала в руках кусок доски, вырезанный в виде лиры, на котором лежал гипсовый слепок с головы "Умирающего раба" работы Микеланджело.
Романтический пейзаж на заднем плане картины напоминает пейзажи на портретах Леонардо да Винчи. Он написан широкой свободной кистью и резко контрастирует с летально выписанным нарядом героини и лирой, богато украшенной золотой резьбой.
На переднем плане в правом нижнем углу картины можно увидеть двух небольших черепах. Они отсылают зрителя к легенде, согласно которой Гермес сделал Орфею лиру из панциря черепахи и воловьих жил. Две черепахи, изображенные на самой лире обозначают, что несмотря на смерть Орфея его музыка будет жить вечно. Кроме того, для художников второй половины 19 века способность черепахи прятаться от мира в своем панцире напоминала об известном выражении о башне из слоновой кости и, как следствие, черепаха считалась символом утонченной красоты и ухода в мир творчества.
Долгое время именно "Орфей" был самой известной картиной Гюстава Моро. Он жил затворником, был достаточно состоятелен, чтобы не искать заказчиков и писать то, что ему нравилось. "Орфей" был приобретен государством сразу после первого показа в Салоне 1866 года, впоследствии постоянно выставлялся, а потому был невероятно популярен.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments