Часть 2. Страсти по Успенскому собору
Ко второй половине 15 века белокаменный московский Кремль Дмитрия Донского уже ни внешним видом, ни внутренней архитектурной составляющей не соответствовал международному положению, политическому значению, богатству московского государя. Не мог он служить также и военной крепостью, поскольку стены и башни обветшали, так же, как и деревянный кремлевский дворец.
В первый год своего княжения Иван III поручил строительные работы в Кремле Василию Дмитриевичу Ермолину. Он перестроил Фроловские (позже Спасские) ворота, «парадный» вход в Кремль, украсил их белокаменной скульптурой, декоративными барельефами.
Успенский собор, построенный при Иване Калите, настолько обветшал, что грозил обвалом. К новой постройке московские мастера приступили в 1472 году, а к 474 году почти закончили строительство, но собор рухнул. Иван III хотел пригласить для этой работы псковских мастеров, но они не решились взяться за восстановление собора.
И тогда Семену Толбузину, который отправился с дипломатически поручением в Венецию, было поручено привезти из Италии мастера «каменных дел». Толюузин вернулся в Москву в марте 1475 года в сопровождении итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.
Итальянец обследовал остатки рухнувшей постройки и отказался использовать их для восстановления собора. Фиораванти начал с того, что в селе Калитникове за Спасо-Андрониковым монастырем построил кирпичный завод. Затем он совершил поездку во Владимир, поскольку за образец ему было предписано взять Владимирский Успенский собор.
Фиораванти закончил строительство Успенского собора Московского Кремля летом 1479 года. Новый кафедральный собор затмил собой владимирский образец, поскольку сделав его основой своего архитектурного проекта, Фиораванти не стал его копировать, а создал собственный архитектурный шедевр.
Новый Успенский собор был сделан пятиапсидным, пятиглавым, прямоугольным в плане. Внутри - светлый зал, который нисколько не загромождают четыре мощных опорных столпа. Стены собора для русской традиции очень тонкие, что позволило еще более раздвинуть центральное пространство. Через все фасады, кроме алтарного, проходит арочный пояс владимиро-суздальского типа, но в целом с внешней стороны стены собора декорированы очень скупо, причем в декоре присутствую черты различных стилей – романского, византийского, ренессансного итальянского, владимиро-суздальского, московского.
Успенский собор Московского Кремля
После окончания строительства Успенского собора болонские власти обратились к Ивану III с просьбой отпустить Аристотеля Фиораванти на родину, но прошение не было удовлетворено. Постройка Успенского собора была лишь первым шагом к уже задуманным тогда великим князем Московским грандиозным планам по перестройке Кремля и сооружении новых городских укреплений в Москве.
Продолжение следует…