nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДЖЕЙМС ЭНСОР. ВЪЕЗД ХРИСТА В БРЮССЕЛЬ НА МАСЛЕНИЦУ В 1888 ГОДУ.1888


Джеймс Энсор. Въезд Христа в Брюссель на Масленицу 1888 г.. 1888. Музей Гетти, Лос-Анжелес

В своем творчестве Джеймс Энсор обращался всего к нескольким темам, которые более всего его волновали и вдохновляли: маски и карнавал, социальная справедливость, толпа и Иисус Христос, в образе которого художник часто изображал самого себя. Создавая свое программное произведение «Въезд Христа в Брюссель» Энсор смог объединить в нем все эти темы.
Художник сознательно привязывает свое эпическое полотно к современности, к реальному празднованию брюссельского карнавала в 1888 году.
Пространство картины плотно заполнено ликующей маскарадной толпой, которая потоком стекается из узких городских улочек, наводняя центральную площадь. Над их головами реет алое полотнище с неоконченным лозунгом «Да здравствует социальная», ограничивая пространство холста сверху и превращая его в театральную сцену. В центре композиции художник изображает оркестр в военной форме, над которым возвышается еще один плакат в форме ромба с надписью «Доктринальные фанфары, всегда преуспевающие». У правого края картины расположено оранжевое полотнище с надписью «Да здравствует Иисус, король Брюсселя».
В центре заднего плана за оркестром зритель с трудом выделяет фигуру Иисуса Христа на осле, приветствующего толпу, который чертами лица напоминает самого Энсора. Толпа движется прямо на зрителя, практически выпадая наружу из рамы. Этого впечатления художник достигает, срезая нижним краем холста передние фигуры.
Сцена как будто увидена с верхней точки, благодаря чему Энсору удалось соединить индивидуальные портретные характеристики персонажей первого плана с общими и средними планами толпы. При этом толпа не обезличена, а каждый герой в ней неповторим.
В первом ряду художник помещает хорошо узнаваемых, типичных, но при этом изображенных утрированно персонажей: епископа в красной мантии, монаха с постным лицом, нарядно одетых мужчин и женщин, что-то восторженно выкрикивающих, полицейского, клоуна и т.д., но также и зловещего мертвеца, одетого в цилиндр с зеленой лентой. Среди героев картины можно заметить даже друзей и родственников самого художника.
Наиболее гротескными персонажами с длинными носами и ушами, и масками в виде морд животных художник окружает Иисуса Христа, эти фантасмагорические фигуры почтительно расступаются перед Ним.
В правой части картины Энсор располагает сценические подмостки, отделяя их от толпы ярко-зелеными плоскостями и длинным полотнищем красно-черно-желтого бельгийского триколора. Этот прием как бы усиливает основную идею картины, в которой жизнь представлена в виде спектакля, а люди становятся одновременно и его участниками и зрителями. Именно
поэтому все герои картины фактически носят на лице маски, определяющие их статус в обществе и социальные роли. Единственный человек без маски – это Иисус Христос. Энсор трактует его образ как идеал универсального человека, открытого миру, готового принять все его многообразие и искупить все грехи ложного маскарадного бытия.
Когда «Въезд Христа в Брюссель» был закончен, художник хотел показать его на выставке художественного объединения «Les XX», но ему отказали, сочтя работу слишком провокационной, даже несмотря на то, что он был одним из учредителей этой организации. И публика впервые увидела это произведение лишь в 1929 году.
Сам Энсор считал эту картину вершиной своего творчества, и при жизни категорически отказывался его продавать, лишь изредка предоставляя для выставок.
Tags: анализ, картины, масленица
Subscribe

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    КАНУН РОЖДЕСТВА/ СОЧЕЛЬНИК/ КУТЕЙНИК Михайло Мороз. Колядки. 1930 Наши предки в основной массе, вероятно, были добрыми христианами. Они…

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    ВСЕМ, КТО ЧИТАЕТ МОЙ БЛОГ Кажется, всех нас можно поздравить не с наступающим, а с тем, что мы почти дотянули до конца предыдущего года, такого…

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ, или КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ СТАРЫЙ ГОД И ВСТРЕТИТЬ НОВЫЙ Константин Юон. Волшебница Зима. 1912 Наши предки знали толк в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments