nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. БОЛЬШАЯ ОДАЛИСКА. 1814


Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814

До скандальной «Олимпии» Эдуарда Мане, которая была представлена на картине обнаженной, потому что самым бесстыдным образом предлагала свое тело любому платёжеспособному господину, у художников, которые хотели изобразить женщину в стиле «ню» было лишь два оправдания: мифологический сюжет или сцена из восточной жизни. Конечно, всем было ясно, что турецкий гарем или жизнь и быт олимпийских богов являются лишь прикрытием для мягкой эротики или жёсткого порно, но формальные приличия были соблюдены.
Жан Огюст Доминик Энгр виртуозно пользовался обеими темами, предпочитая либо античность, либо восток, соответственно вкусам заказчика и собственному настроению. В 1814 году он получил заказ на большую картину от Каролины Мюрат, сестры Наполеона Бонапарта, которая на тот момент была королевой Неаполя. В то время художник жил в Италии, и потому работал над полотном в своей римской мастерской. По неизвестной причине Каролине Мюрат полотно не понравилось, и оно осталось у Энгра, который позднее продал ее за 800 франков графу Пурталесу.

Каролина Мюрат в неаполитанском костюме

Впервые картина была представлена публике только пять лет спустя, в 1819 году. Зрители были потрясены и шокированы гремучей смесью экзотики и эротики, а внимательные критики отмечали поразительное сочетание предельной точности изображения с умышленным искажением натуры.
Итак, на полотне мы видим роскошную молодую красавицу, полностью обнаженную, с веером из павлиньих перьев в руке. Одалиска возлежит спиной к зрителю, но при этом она повернула голову и почти равнодушно смотрит на него. Кальян, находящийся в нижнем правом углу картины у ног героини указывает на то, что действие происходит в гареме, хотя одалиска однозначно имеет черты европейской женщины, а не турчанки.
Ее голову украшает причудливая декоративная повязка, которую иногда называют тюрбаном, хотя на самом деле это изысканно скомпонованная полоса узорчатого шелка, украшенная золотистыми кистями. Головной убор одалиски, также как и черты лица героини, Энгр позаимствовал из своей же картины «Рафаэль и Форнарина», созданной в том же 1814 году. Кстати, эта эффектная повязка – одна из тех деталей картины, которые невозможны в реальной жизни, поскольку в действительности ткань не получится уложить таким образом вокруг головы, чтобы она при этом держалась (можно, конечно, использовать заколки-невидимки и скотч).

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814

Самым знаменитым искажением реальности в «Большой одалиске» считается длина ее спины. Все исследователи сходятся во мнении, что художник добавил девушке от одного до трех лишних позвонков, максимально удлинив линию ее спины для придания ей большей выразительности. Неестественный изгиб спины одалиски подчеркивает ее осиную талию, соответствующую и даже превосходящую идеал красоты того времени.
Левая рука одалиски опирается на голубую шёлковую подушку. При этом угол подушки и локоть девушки образуют два треугольника, которые позволяют визуально сделать достаточно неестественную и неудобную позу модели более органичной. Правая рука одалиски также относится к разряду искажений. Она настолько неестественно вытянута, что кажется лишённой костей. Правая рука лежит на бедре героини, в ней зажат веер, расположение которого имеет целью скрыть неправильную линию правого бедра одалиски. Кроме того веер подчеркивает томность позы, блаженство и лень, воплощением чего и является вся фигура одалиски. Его рукоятка и изгиб перьев продолжают изогнутую линию складок атласной занавески, которая, пересекаясь с линией вытянутого тела одалиски, дополняет его контур.
Ноги героини также расположены в совершенно невероятной позе, которую обычный человек вряд ли сможет повторить. Правая нога касается вышитой занавески, а левая почти упирается в поднос с кальяном и кадильницей. Гладкая кожа одалиски напоминает цветом полированный мрамор, но при этом художник блестяще передает ощущение молодой упругой плоти под безупречной кожей.
Искусствоведы всегда отмечали точность, с которой Энгр подходил к изображению мелких деталей на своих картинах. В данном случае помимо веера восхищение вызывает золотой пояс фаворитки султана, украшенный эффектной пряжкой с жемчугом и драгоценными камнями. Было установлено, что художник скопировал эту деталь с Гентского алтаря Яна ван Эйка.

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Центральная часть (фрагмент)

Особую роль в создании атмосферы картины играет вышитая золотом голубая атласная занавеска, которая, обрамляя правый край композиции, подчеркивает ощущение интимности и замкнутости мира, с котором пребывает героиня.
Энгр в этой работе показал все свое мастерство, проявившееся в его умении изысканно сочетать совершенство тела с тонко прописанной фактурой тканей, меха и перьев, которые почти физически ощущаются зрителем. А что касается странностей в изображении тела героини… Так ведь ей не надо вставать и куда-то идти…
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments