nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ПОРТРЕТ СЕМЬИ КАРЛА IV. 1800-01


На рубеже 18 и 19 века Франсиско Хосе Гойя-и-Лусьентес, носивший звание Первого придворного художника, получил заказ на групповой портрет семьи испанского короля Карла IV. Гойя, который среди всех своих предшественников почитал только Рембрандта и Веласкеса, приступая к работе над картиной, безусловно вдохновлялся знаменитыми «Менинами», но создал совершенно иное по смыслу и настроению полотно.
Формально Гойя сделал все, как положено. На его полотне изображены в полный рост все члены королевской семьи: сам Карл IV, его супруга Мария-Луиза, наследник инфант Фердинанд, а также остальные десять человек, включая потенциальную невесту Фердинанда, изображенную отвернувшейся от зрителя, поскольку на момент работы над портретом ее имя еще было никому не известно.
Центром группы является королева Мария-Луиза, и это вполне закономерно поскольку это именно она, властная и жестокая, со своим любовником Мануэлем Годоем, а вовсе не король, фактически управляла государством. Художник пишет Марию-Луизу в гротескной манере, он совершенно не льстит высокопоставленной модели, изображая ее уродливое лицо, и при этом как будто дополнительно подчеркивает его непривлекательность великолепно написанными украшениями, блистающими золотом и бриллиантами.
Фигуру короля Гойя сдвигает вправо. Это немолодой полноватый человек с заурядным лицом, чей высокий статус обозначен лишь мастерски написанным нарядом, состоящим из роскошного каштанового камзола, покрытого сияющей россыпью орденов, на фоне которого яркими пятнами выделяются алый жилет и бело-голубая лента ордена Карла III.
Вялый и индифферентный король Испании противопоставлен гораздо более решительному и энергичному наследнику испанского престола, инфанту Фердинанду, фигуру которого художник размещает у левого края полотна. Его поза зеркально повторяет позу его отца на нем синий камзол с такой же орденской лентой, как у короля. Гойя пишет всех мужчин с бело-голубой лентой ордена Карла III, а женщин – с также бело-голубой лентой ордена Марии-Луизы, что позволяет ему расположить по всему полотну ритмические голубые акценты.
Иногда утверждается, что Гойя создал злобную пародию на королевскую семью, изобразив ее членов в виде уродливых и гротескных персонажей. Как правило, в качестве доказательства этого приводится портрет Марии Хосефы Кармелы, сестры короля, лицо которой, костлявое, с впавшими глазами, которое к тому же изуродованное темным родимым пятном, Гойя запечатлел с потрясающим реализмом.
Но в то же время художник с явной симпатией пишет лица младших детей короля, шестилетнего Франсиско де Паула и одиннадцатилетней Марии Изабеллы, стоящих рядом с матерью. Также он создает небольшую жанровую сценку, изображая старшую дочь короля Марию-Луизу Испанскую, нежно прижимающую к себе новорожденного сына Карла Людовика.
Гойя заливает пространство картины мягким светом, что позволяет ему более четко обозначить очертания фигур. Также этому способствует контраст между глубоким темным фоном и яркими, блистающими украшениями костюмами персонажей.
Следуя примеру Веласкеса, Гойя помещает на полотне и свой портрет. Лицо художника едва выступает из тени на заднем плане слева. Считается, что он, оторвавшись от работы за мольбертом, обращается к зрителю с призывом задуматься о том, каковы на самом деле люди, который вершат судьбы мира.
Между прочим, заказчиками этот групповой парадный портрет очень понравился, и только гораздо позднее короля и его семейство стали воспринимать как компанию разбогатевших буржуа.
Tags: анализ, картины, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments