Часть 1.

Элизабета Сирани. Автопортрет с портретом отца
Профессиональными художницами вплоть до середины 19 века за очень редкими исключениями становились дамы из художественной среды, дочери, сестры, племянницы, внучки художников. Но и в этом случае их путь в мир искусства складывался по-разному. Некоторые отцы были горды и счастливы, когда их дочери проявляли интерес к семейному ремеслу и всячески им помогали, а некоторые смотрели скептически на попытки юных девиц взять в руки кисть и встать у мольберта, и тогда начинающим художницам приходилось проявлять характер и доказывать свою профессиональную состоятельность не только критикам и публике, но и собственным предкам, что возможно, было ещё сложнее.
Элизабета Сирани тоже происходила из художественной семьи. Она родилась 8 января 1638 года в Болонье. Ее отец, Джованни Андреа Сирани был известным в городе художником и арт-дилером, учеником самого Гвидо Рени. У Элизабеты было ещё две младших сестры, Барбара и Анна Мария, и младший брат Антонио. Судя по всему, Андреа Сирани вовсе не был в восторге от того, что старшая дочь с раннего детства крутилась в его мастерской и всячески демонстрировала интерес и очевидный талант к живописи. Возможно, отец надеялся, что его дело продолжит единственный сын, четвертый ребенок в семье. Но юноша предпочел посвятить себя медицине.

Карло Чезаре Мальвазия
Художественные способности Элизабеты заметил друг семьи, известный в Болонье литератор и историк искусства Карло Чезаре Мальвазия. Именно он настоял на том, чтобы отец принял девочку в свою мастерскую на правах полноправной ученицы. Элизабете тогда едва исполнилось тринадцать лет. И как показали последующие события, это было воистину провидческое решение. В шестнадцать лет девушка окончила курс художественных премудростей вполне сложившимся художником и гравером с собственным стилем (хотя и сильно напоминающим стиль мэтра Гвидо Рени в том что касается композиции и стиль ее отца в отношении темных насыщенных тонов палитры) и с собственным излюбленным кругом тем.

Элизабета Сирани. Тимоклея, сталкивающая в колодец своего насильника. 1659
Элизабету, судя по всему, особенно волновали сюжеты, связанные с женщинами-мстительницами и убийцами. Хотя она писала и очень приличные портреты, особенно женские и детские. Одним из самых известных портретов, например, считается портрет Беатриче Ченчи, который долгое время искусствоведы приписывали кисти самого Гвидо Рени.

Элизабета Сирани. Портрет Беатриче Ченчи
С семнадцати лет Элизабета начала работать самостоятельно по заказам, причем все свои законченные работы она скрупулезно описывала в специально заведённом дневнике. А очень скоро ей пришлось принять на себя и руководство отцовской мастерской. Андреа Сирани скрутил тяжёлый артрит в сочетании с подагрой, и он уже не мог держать в руке кисть, да и вообще полноценно работать. Отныне благополучие семьи полностью зависело от таланта и практичности юной Элизабеты.

Элизабета Сирани. Святой Антоний Падуанский с Младенцем Иисусом Христом
Продолжение следует…