Часть 2.

Элизабета Сирани. Автопортрет
Свою работу в качестве профессионального художника Элизабета начала с небольших по размеру композиций на религиозные темы, предназначенных. для домашних молелен. Вначале отец немного помогал ей, корректируя явные ошибки и недочёты, но затем художница приобрела достаточно опыта, чтобы работать полностью самостоятельно.

Элизабета Сирани. Богоматерь с Младенцем
Далее она начала получать заказы на портреты, а также писать картины, повествующие об историях так называемых женщин-мстительниц. Ее любимыми героинями были Клеопатра, Порция, Юдифь и Лукреция.
Откуда у нее взялся этот интерес, сказать сложно. Возможно, это вообще была женская мода того времени, берущая начало от драматической истории Артемизии Джентилески, которая после изнасилования написала изрядное количество произведений на соответствующие библейские и мифологические сюжеты, вероятно, чтобы пережить психологическую травму. Но возможно, что и у юной Элизабеты в жизни была какая-то неприятная ситуация. Всё-таки она тоже работала в отцовской мастерской среди его учеников-мужчин.

Элизабета Сирани. Юдифь с головой Олоферна
Современники отмечали, что она работала с необычайной скоростью и в собственной технике. Мальвазия так писал об этом:
«…Скорость и правдивость ее кисти были таковы, что ее работа казалась скорее игрой, а не рисованием… несколько раз я наблюдал как к ней приходила какая-то картина. Тогда она быстро брала карандаш и в паре штрихов запечатлевала свою мысль на бумаге, а затем дополняла изображение акварельной прорисовкой…»
Когда ей было всего чуть больше двадцать лет, в 1660 году, ее приняли в члены римской Академии Святого Луки. В том то же году на базе отцовской мастерской Элизабета открыла возможно самую первую в истории художественную студию для обучения девушек. Вероятно, она помнила с каким трудом ей самой пришлось преодолевать гендерные стереотипы и доказывать отцу, что она может стать художником, ничуть не то худшим, чем его ученики. И она очень хотела помочь таким же способным и талантливым девушкам, как и она сама. Ее первыми ученицами стали ее сестры Барбара и Анна Мария.

Элизабета Сирани. Клеопатра
Но вся ее бурная и плодотворная жизнь оборвалась до обидного рано, в августе 1665 года, когда ей было всего 27 лет. Прекрасным летним днём Элизабета Сирани умерла в страшных муках. По официальной версии причиной ее смерти было прободение язвы желудка или перитонит. Но когда умирает молодая цветущая женщина, сразу же возникают неприятные вопросы. Самой первой версией оказалось отравление Элизабеты ее родным отцом из зависти к ее таланту и успеху. Доказательств, разумеется, никаких не было, но на Андреа Сирани с тех пор в Болонье смотрели косо. Потом появилась версия, что художницу отравила ее ученица Джиневра Кантофоли, то ли из зависти, то ли из ревности. А потом приоритетной стала версия о виновности служанки Элизабеты, Лючии Толомелли. В качестве мотива также намекали на ревность.

Элизабета Сирани. Автопортрет
Смерть Элизабеты Сирани оборвала ее блестящую творческую карьеру и ввергла в траур всех ее многочисленных поклонников, включая верного друга Мальвазию, а также ее мецената Козимо III Медичи. После нее остались более двухсот картин и рисунков. Грандиозное творческое наследие для десяти лет работы...