Часть 3. Архитектурные приключения итальянцев в России: Кремль
Московский государь вызвал на подмогу Аристотелю Фиораванти из Италии еще нескольких архитекторов и инженеров-строителей. А пока они не прибыли (все-таки в те времена путь от Рима до Москвы занимал несколько месяцев, а то и больше года), Аристотелю Фиораванти поручили заниматься предварительной работой по проектированию построек Московского Кремля. Чертежей и проектов, правда, не сохранилось, но должен же Фиораванти был что-нибудь делать, пока ждал прибытия коллег. Впрочем, он занимался также и перевооружением русской армии, а еще был неплохим алхимиком, а эти способности у тогдашних правителей были еще более востребованы, нежели обычный архитектурный опыт.
Аристотель Фиораванти умер приблизительно в 1486 году (при невыясненных обстоятельствах), но еще до его смерти в Москву успели приехать Антон Фрязин (Антонио Джиларди) и Марко Руфо. Позднее, зимою 1490 года прибыли Пьетро Антонио Солари с учеником Закантонием, а в 1493 году – Алевиз из Милана.
Возведение новых кремлевских укреплений началось еще в 1485 году. Антон Фрязин заложил на берегу Москвы-реки Тайницкую башню соответственно с тайником под ней, затем Марк Руфо построил здание нового казенного двора (казнохранилище). Новые кремлевские башни строились с максимальной для того времени скоростью – Беклемишевскую (Москворецкую) на юго-востоке и Свибловскую (Водовзводную) на юго-западе поставил Антон Фрязин, Боровицкую и Константино-Еленинскую (обе у ворот) создал Пьетро Антонио Солари.
Тайнинская башня Беклемишевская башня Свибловская башня Боровицкая башня Константино-Еленинская башня
В 1491 году Солари и Руфо перестроили, вернее, построили заново Фроловскую (Спасскую) башню и поставили Никольскую, а в 1492 году Солари поставил Арсенальную башню (которая тогда именовалась Собакиной) с родником внутри. Таким образом была укреплена восточная сторона Кремля.
Спасская башня Никольская башня Арсенальная башня
Далее архитекторы начали укреплять ту сторону Кремля, которая выходила на берег реки Неглинной. Они оставили эту часть кремлевских стен напоследок, поскольку она имела природное прикрытие в виде трудно проходимых мест, образованных рекой с крутыми берегами.
Для начала в стратегических целях снесли все постройки, которые находились на другом берегу Неглинной, а затем в 1495 году Алевиз заложил последнюю стену вместе с башнями и воротами. Когда работы были закончены, треугольник кремлевских стен окончательно сомкнулся. Дальнейшие работы, которые проводились на кремлевских укреплениях только дополняли уже сделанное и усиливали оборонную мощь крепости.
Продолжение следует…