nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИЛЬЯ РЕПИН. ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН 16 НОЯБРЯ 1581 ГОДА.1883-85



Если какое-то особо резонансное политическое событие привлекает внимание художника, то оно тоже имеет все шансы оказаться источником его вдохновения причем итог может получиться совершенно непредсказуемым. В 1881 году в России произошло громкое политическое убийство – взрывом бомбы был убит император Александр II. Почему-то именно эта трагедия и навела Илью Репина на мысль написать картину, посвященную Ивану Грозному.
Спустя некоторое время, когда художник возвращался с концерта, где слушал сюиту Николая Римского-Корсакова «Антар», вторая часть которой имеет название «Сладость мести», замысел нового произведения приобрел более конкретный вид, и художник задумался о теме убийства Иваном Грозным его сына. И, наконец, побывав во время путешествия по Европе в 1883 году на корриде, Репин окончательно утвердился в мысли написать «кровавую картину», тем более, что подобные сюжеты на его взгляд пользовались большой популярностью на европейских выставках: «…несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу…»

Илья Репин. Мясоедов. Эскиз к картине "Иван Грозный и сын его Иван"

Илья Репин. Портрет композитора Бларамберга

Для образа царя Ивана Грозного художнику позировали художник Григорий Мясоедов и композитор Павел Бларамберг, а моделями для царевича Ивана послужили писатель Всеволод Гаршин и художник Владимир Менк.

Илья Репин. Гаршин.Эскиз к картине "Иван Грозный и сын его Иван"

Илья Репин. Менк. Эскиз к картине "Иван Грозный и сын его Иван"

Художник писал картину почти три года, то оставляя работу, то вновь возвращаясь к ней. Иногда его самого пугала сцена, которую он пытался изобразить, но что-то снова и снова подталкивало его к неоконченному холсту.
Художник очень тщательно подбирал интерьер и его детали, а также костюмы для персонажей полотна. Трон, зеркало и кафтан Ивана Грозного Репин зарисовал с натуры в Оружейной палате, а подходящий сундук он нашел в Румянцевском музее. В качестве основы интерьера была взята «Комната боярина 17 века» из музея «Дом бояр Романовых» в Зарядье. Костюм царевича и подрясник царя художник скроил сам, и также сам расписал узорами сапоги царевича.
Репин изображает на картине самый трагичный момент истории царя Ивана Грозного, когда он, ударив в припадке ярости царевича Ивана Ивановича в висок, осознает, что убил сына и наследника престола. Все в комнате указывает на совершившееся убийство: упавшее кресло с пестрой подушкой, сбившийся ковер с кровавым пятном на нем, посох с окровавленным наконечником. В центре на ковре старик с безумными глазами прижимает к себе обмякшее тело своего умирающего сына и пытается зажать смертельную рану, словно не в силах до конца осознать происшедшее. Репин как бы демонстративно противопоставляет зловещего царя-убийцу и его невинную жертву. Землистое лицо царя кажется более мертвым, чем спокойный и умиротворенный лик его убитого сына.
В качестве основной колористической гаммы полотна Репин использует мрачные кроваво-красные и черные тона. Только фигура царевича облачена в нежно-розовый кафтан и ярко-зеленые сапоги, отделанные золотом. Художник как будто еще раз подчеркивает, что царь уже давно был более мертвецом, нежели его убитый сын. Мрачный колорит царских покоев подчеркивает общую атмосферу ужаса, господствующую в царском дворце.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» не понравилась императору Александру III и его приближенным, поэтому Павлу Третьякову, купившему ее у художника, было запрещено ее выставлять. Позднее запрет был снят, и первые зрители, как и сегодняшняя публика, отмечают сильнейший уровень негативного эмоционального воздействия, который по-прежнему исходит от полотна. Возможно, именно поэтому это произведение можно считать мировым лидером среди произведений искусства, подвергшихся нападениям людей с неустойчивой психикой.
P.S. Мне несколько раз попадалась альтернативная версия трактовки сюжета этого полотна. По сути, ничто на картине однозначно не указывает на то, что именно Иван Грозный убил своего наследника. Происходящее можно трактовать и иначе: царь вошёл в комнату, увидел на полу умирающего сына, раненого в голову, и бросился к нему в естественной и безнадежной попытке спасти. А потом, застыв от ужаса, наблюдал, как кровь молодого человека вместе с жизнью просачивается сквозь пальцы и утекает, поскольку инстинктивная попытка отца зажать рану оказывается бессмысленным жестом отчаяния. Вроде бы в левой
части картины на заднем плане при наличии желания и воображения можно даже разглядеть силуэт истинного убийцы царевича Ивана – Малюты Скуратова. Более отчётливо эта темная фигура заметна на эскизе к картине.

Илья Репин.Эскиз к картине "Иван Грозный и сын его Иван"

Но это, как говорится, «уже совсем другая история»…
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments