nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

РЕНЕ МАГРИТТ. ПОПЫТКА НЕВОЗМОЖНОГО. 1928


Бельгийский сюрреалист Рене Магритт как и большинство его единомышленников придавал особое значение названию картины, полагая, что именно оно придает художественному произведению законченность. Это «поэтическое название» не описывало напрямую сюжет картины, а должно было быть связано с ней косвенным и иррациональным образом. Название должно было само прийти к художнику путем свободной игры ассоциаций. У Магритта довольно часто названия картин никоим образом не соотносятся с изображением на картине, но иногда, наоборот, помогает зрителю прочитать образ.
Так обстояло дело и с картиной «Попытка невозможного», сюрреалистическом шедевре, который художник создал фактически в начале своей творческой карьеры. В это время художник был занят попытками придать реальность живописному изображению человеческой фигуры. В итоге на холсте он воспроизвел саму эту попытку, изобразив художника, который своей кистью создает живую обнаженную женщину, а пространство вокруг остается раскрашенной плоскостью.
Изначально художник хотел поместить фигуру женщины на фоне неба с облаками. Смысл картины заключался тогда в том, что художник пишет фреску, но когда закончит, то его творение перестанет быть фреской и обретет собственную жизнь вне пространства стены.

На законченном полотне сцена разворачивается в интерьере, причем по фотографиям известно, что это столовая в квартире Магритта в парижском предместье Перре-сюр-Марн, где он жил в то время. Художник на картине имеет портретное сходство с самим Рене Магриттом, а в чертах его модели можно узнать его жену Жоржетту. Возможно, источником вдохновения художника стала фотография, на которой он нежно касается кистью плеча своей жены.
Работая над «Попыткой невозможного» художник постарался максимально реализовать свою концепцию сходства (в данном случае это сходство изображения с живой обнаженной фигурой), которая заключалась в том, чтобы разместить краску на поверхности холста таким образом, чтобы «ее реальные свойства отступили, дав возможность проявиться образу сходства».
В данном случае сходство с живым телом проявилось настолько, что фигура нарисованной женщины кажется обитающей в том же пространстве, что и художник. Магритт, судя по всему, совершенно осознанно делает изображение подобным статуе, а художника – скульптором, обыгрывая в своем стиле модную в те годы тему Пигмалиона и Галатеи.

Еще одна важная тем «Попытки невозможного» - так называемая «ловушка иллюзионизма», когда художник, позволяющий себе воспроизводить реальность слишком натуралистически, помещает в картине нечто, подчеркивающее искусственность искусства. Магритт раскрывает эту тему, оставляя незаконченной руку модели, как бы оправдывая название картины, когда сотворение невозможного оказывается только попыткой.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments