Часть 1.
Джорджия о'Кифф. Фотография 1915 г.
Мне всегда казалось, что американкам на рубеже 19-20 веков было гораздо проще пробиваться искусстве, нежели уроженкам европейских стран или русским. Вероятно, в какой-то мере, возможно, это и так, но далеко не для всех. Все-таки девушка из состоятельной интеллигентной семьи, выросшая в большом городе (как, например, Мэри Кэссет), и дочь не слишком богатого фермера-алкоголика из Сан-Прери в штате Висконсин имели совершенно разные условия для творческого старта. Хотя…
Дочь владельца молочной фермы в штате Висконсин звали Джорджия Тотто о'Кифф. Она была вторым из семи детей Френсиса и Иды о'Кифф и первой девочкой. Отец Джорджии происходил из семьи ирландских эмигрантов, а мать – из венгерских. Причем ее отец, соответственно, дед Джорджии, Иштван Виктор Тотто, был венгерским графом, который приехал в Америку в 1848 году, видимо в связи с революционными событиями, случившимися в то время в Австро-Венгрии.
Сан-Прери. Современный вид
Джорджия родилась 15 ноября 1887 года и первые пятнадцать лет жизни провела в Сан-Прери. Там она ходила в школу в городской ратуше и вместе со своими сестрами Идой и Анитой брала уроки рисования у местной художницы-акварелистки Сары Манн. Затем ее отправили к тетке в Мэдисон (штат Висконсин), где она продолжила учиться в местной католической Академии Святого Сердца.
Пока она жила у тетки, ее родители продали ферму и перебрались в Вильямсбург в штате Вирджиния. У этого переезда было две причины: во-первых, мать Джорджии заболела туберкулезом и нуждалась в лечении, лучшем, чем то, что она могла получить в Сан-Прери. И, во-вторых, Френсис о'Кифф решил переквалифицироваться из фермеров в предприниматели и наладить производство бетонных блоков для строительства. Впрочем, особо в этом бизнесе он не преуспел.
Но, вероятно, переезд в относительно большой город и стал решающим моментом в выборе Джорджии своего дальнейшего жизненного пути. Рисовать ей всегда нравилось, а теперь она твердо решила стать настоящей профессиональной художницей, причем не какой-нибудь, а успешной и знаменитой. Она не питала иллюзий, понимая, что пробиться ей будет очень непросто, тем более, что в американских художественных кругах того времени полагали, что женщина-художница может лишь преподавать рисование в школе для девочек или же малевать цветочки, детишек или котят.
Джорджия о'Кифф. За столом. 1901-02 гг.
В 1903 году, в возрасте 16 лет Джорджия вернулась к семье и закончила среднее образование в местном епископальном институте Чатем, где учились и ее младшие сестры. Тогда она уже и сама начала преподавать рисунок в младших классах своей школы.
Впрочем, в первые месяцы занятий в Чатеме О’Кифф довольно успешно занималась ещё и музыкой и даже выступала в концертах. Но затем директриса Элизабет Уиллис оценила ее художественное дарование, и посоветовала не размениваться по мелочам. Будущую художницу одноклассники мгновенно прозвали «королевой мастерской».
В школе Джорджию вообще считали большой оригиналкой. Одна из ее одноклассниц, например, вспоминала: «Самое необычное в ней — абсолютная простота одежды… Эта сильная девочка знала, что ей подходит, и она не променяла бы это ни на что иное» (семья была небогатая, и на новые платья для дочерей денег явно не хватало).
Институт искусств. Чикаго (Художественная школа и музей)
В 1905 году Джорджия с рекомендательным письмом от миссис Уиллис отправилась в Чикаго и без проблем поступила в знаменитый Чикагский Институт искусств. Впрочем, проучилась она там ровно до первого занятия по натурному рисунку. Учащимся было предложено рисовать обнаженную мужскую натуру, и девушка в смущении сбежала сначала из класса, а потом и из Института вообще. Впрочем, восторженно настроенные биографы обычно утверждают, что Джорджии за пару месяцев учёбы просто наскучил консерватизм, царивший в этом учебном заведении.
Лига студентов-художников Нью-Йорка
Бежала она в Нью-Йорк, где в конце того же года поступила в Лигу студентов-художников Нью-Йорка. Это было альтернативное художественное учебное заведение, основанное в 1875 году слушателями и выпускниками Национальной академии дизайна, которых не устраивали тамошние принципы обучения.
Джорджия смогла проучиться там только три года, до 1908 года, на большее ее скромных сбережений и ещё более скромной помощи от родителей уже не хватило. Но было и ещё две причины, по которым она без колебаний оставила Лигу. Во-первых, это демонстративно пренебрежительное отношение со стороны коллег-мужчин. Несмотря на то, что в Лигу практически с момента ее создания на равных правах принимали и мужчин и женщин, но гендерный шовинизм в общении между художниками и художницами проявлялся очень отчётливо. Так, один из соучеников Джорджии, некто по имени Юджин Спичер прямо заявил ей: «Какая разница, как ты закончишь художественную школу. Я все равно стану великим художником, а ты отправишься преподавать рисование в школу для девочек». Любопытно, что имя этого самонадеянного типа сохранилось в истории только лишь благодаря его дурацкому высказыванию, которое записала обиженная Джорджия.
Джорджия о'Кифф. Натюрморт с зайцем и медным котлом. 1908
Вторая причина покинуть школу была более серьезной. Занятия в Лиге в основном были направлены на максимально точное копирование объектов изображения, что очень сковывало возможности учащихся. В конце концов, Джорджии начало казаться, что она задыхается от этих бесконечных деталей, которые требовалось кропотливо воспроизводить. И несмотря на то, что она считалась одной из лучших учениц и постоянно выигрывала в студенческих конкурсах, получая гранты и стипендии, она была рада пуститься в самостоятельное плавание.
Джорджия о'Кифф. Цветы в вазе
Продолжение следует…