nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ФРАНЦ МАРК. СУДЬБА ЖИВОТНЫХ. 1913


Художников часто считают пророками, поскольку у многих в произведениях, особенно созданных в преддверие каких-то глобальных потрясений, можно найти намеки или прямые указания на то, что может случиться в ближайшем будущем. Наверное, в этом нет ничего удивительного, поскольку художественные натуры, обладая исключительной восприимчивостью, умеют извлекать и фиксировать знаки грядущего, только используют для этого свой художественный язык.
Таким пророчеством, повествующим о том, что ждет Европу в 20 веке, считается и картина немецкого экспрессиониста Франца Марка «Судьба животных». Марк больше всего на свете любил животных и совершенно гениально писал их. Но картина, созданная в 1913 году, оказалась исключительно драматичной.
Название «Судьба животных» дал этому огромному полотну (196х266 см) друг Франца Марка, художник Пауль Клее. Сам Марк думал назвать ее более длинно, но более конкретно: «Деревья показывают свои кольца, животные – свои вены». В продолжение этой фразы на обороте холста он дописал: «И все живое страдает».
На холсте показан лес в постапокалиптическом состоянии, который пожирает темно-красное пламя. По лесу хаотично мечутся животные: олень, два кабана, две лошади, и еще четыре трудно опознаваемых животных которых традиционно воспринимают как оленей, либо лис и волков.
Полностью оправдывая свою концепцию, Марк помещает в центр полотна трагическую жертвенную фигуру страдающего синего оленя. Он застыл в позе полной муки, а его горло пересекает желтая молния, подобная ножу или стреле. Возможно, олень символизирует свободный дух, обреченный на гибель. Для Марка олени были священными животными, он их невероятно любил. Примерно во время работы над картиной он даже приобрел сначала оленя, а затем и дом с участком земли, достаточным, чтобы устроить для него выпас.
Двое красных кабанов в нижнем левом углу картины жмутся друг к другу, ища защиты от надвигающейся на них бури. Зеленые лошади, изображённые над кабанами, как будто пытаются переговариваться в этом хаосе. Художник пишет их в типичной для себя манере, широкими энергичными мазками. Морды остальных животных обращены вверх, словно они издают предсмертный вой. Но возможно, что так художник изобразил отчаянную мольбу к Богу о спасении от неминуемой гибели.
Пространство картины образовано пересекающимися рваными плоскостями и диагональными линиями, что вызывает ощущение хаоса. Художник сознательно подчеркивает диагональную композицию и положением животных, и красными прерывистыми линиями, напоминающими струи кровавого дождя.
Франц Марк придавал особое значение цветам, которые использовал в работе. Желтый для него символизировал чувственность и женственность, синий – мужественность и духовность, а красный – жестокость. Именно поэтому в колористическом решении «Судьбы животных» доминируют различные тона интенсивного красного.
Когда началась первая мировая война сам Франц Марк, попавший на фронт и погибший в 1916 году под Верденом, был поражен силой собственного пророчества. Но в настоящее время считается, что художник предвосхитил все войны 20 века и их трагические последствия и для людей, и ля животных.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments