nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ПАБЛО ПИКАССО. ДЕВОЧКА НА ШАРЕ. 1905


Даже самый неискушенный зритель с легкостью определит к какому этапу в творчестве Пабло Пикассо относится та или иная его картина, насколько радикально менялся его стиль на каждом новом творческом этапе. В годы ученичества художник работал в традиционной реалистической манере, по приезде в Париж сначала стал писать депрессивные картины в сине-голубых тонах, что определило название «голубой период», затем начался более позитивный «розовый период», и, наконец, он занялся художественными экспериментами с цветом и формами и создал кубизм.
«Розовый период» Пикассо начался в 1904 году, в это время художник обратился к темам цирка и карнавала, писал сцены жизни бродячих артистов, и использовал достаточно жизнерадостную цветовую гамму, с преобладанием теплых красных, розовых и оранжевых тонов.
Одним из самых значительных произведений этого цикла явилась картина «Девочка на шаре», созданная в 1905 году, и приобретенная в 1913 году русским коллекционером Иваном Морозовым.
Главными персонажами картины являются двое артистов из бродячей группы акробатов. Они занимают большую часть пространства холста. В центре – юная хрупкая гимнастка в бледно-голубом трико балансирует на небольшом шаре, репетируя свой номер для вечернего представления, а весь передний план справа заполняет мощная фигура циркового борца или атлета, который сидит на кубе, отдыхая перед работой.
В качестве фона художник пишет унылый пустынный пейзаж с выжженной солнцем холмистой равниной, пересеченной проселочной дорогой, где, видимо, и остановился бродячий цирк. Скорее всего, в этом пейзаже проявились детские воспоминания Пикассо, поскольку вид более всего напоминает Испанию.
На заднем плане на холме изображена женщина с двумя детьми и собакой, стоящая спиной к главным героям. Это может быть случайная прохожая, жительница ближайшей деревушки или, но возможно, и она и ее дети также принадлежат к цирковой труппе. В центре заднего плана между фигурами акробатки и атлета на холме пасется белая лошадь.
Композиция картины организована так, чтобы наиболее драматическим образом продемонстрировать ее внутренний конфликт, построенный на использовании контрастов. Хрупкая девочка-подросток, стоящая в неустойчивой позе, противопоставлена массивной фигуре сидящего атлета. Также здесь можно увидеть антитезы «женское-мужское», «молодость-зрелость», «шар-куб» и даже «земля-небо» и «дух-материя». И при этом противопоставления составляют органическое единство, поскольку акробатка как будто опирается на ногу атлета, устанавливая хрупкое равновесие. Ее трико – небесно-голубое, а фигура атлета выдержана в землистых, охристо-розоватых тонах.

Аллегория Фортуны. Неизвестный итальянский художник 16 века

Питер Пауль Рубенс. Победа и Доблесть

Жан Фуке. Спор Фортуны и Доблести

Некоторые исследователи даже утверждают, что иконография главных персонажей может восходить к традиционным изображениям богини Фортуны и аллегории Доблести.
Пейзаж на заднем плане, состоящий из горизонтальных плоскостей, контрастирует с вертикально ориентированными фигурами персонажей, что подчеркивает их значимость. Пикассо последовательно открывает перед зрителем пространственные планы картины. Взгляд направляется от мощной фигуры атлета к хрупкой девочке, затем к группе с женщиной и детьми и, наконец, к почти растворяющейся фигуре белой лошади.
Картина выдержана в блеклых тонах с преобладанием бледно-розового и серо-голубого, что создает меланхолическое настроение. И только несколько ярко-красных цветовых пятен (цветок в волосах девочки, рубашка ребенка) придают композиции некоторую динамику.
В это время художника интересовала тема поддержки и ее различные проявления, как этические, так и материально-физические, и возможно, «Девочка на шаре» является философским размышлением Пикассо по этому поводу.
Tags: анализ, картины
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments