nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АНРИ МАТИСС. ТАНЕЦ. 1910


В 1906 году русский меценат Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую Анри Матисса и заказал художнику, который уже начал приобретать популярность как один из основателей нового художественного движения фовистов, три декоративных панно для украшения парадной лестницы своего московского особняка.

Анри Матисс. Музыка. 1910

Анри Матисс. Купание (Медитация). 1913-14. Эскиз

Панно должны были в аллегорической представлять образы Танца и Музыки. Третье полотно, которое предполагалось назвать «Купание» (или «Медитация»), закончено не было, от него остались только эскизы. Но «Музыку» и «Танец» заказчик получил.
Предполагается, что сюжет картины «Танец» Матиссу подсказали народные каталонские танцы, которые он видел во время своей первой поездки в Коллиур в 1905 году. По другой версии, художник мог вдохновиться греческой вазописью или же балетными постановками «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Исследователи так же отмечали явное сходство в расположении танцующих фигур у Матисса с акварелью Уильяма Блейка «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями» 1786 года, а также с картиной Лукаса Кранаха Старшего «Золотой век» 1530 года.

Уильям Блейк. Оберон, Титания и Пак с танцующими феями. 1786

На картине, на фоне очень упрощенного пейзажа, представлены пять танцующих фигур, в которых угадываются двое мужчин и три женщины, ведущие хоровод на вершине холма. Матисс достаточно условно обозначает пол своих персонажей, у героев полностью отсутствуют какие-либо индивидуальные характеристики. Очевидно, что для него главным является передача движения. Позы танцоров исключительно динамичны и выразительны, они как будто стремятся вырваться за пределы полотна.
Художник использует исключительно лаконичные живописные средства, которые убедительно сочетает с огромным размером холста (260 × 391 см). «Танец» написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, тела танцоров изображены ярко-розовыми, а зелёным – холм. Матисс сознательно сводит все образы к элементарным формам, а колорит – к трем основным тонам, и при этом колористическое решение оказывается прекрасно сбалансированным.
Композиция отражает зарождающееся увлечение Матисса примитивным искусством и использует типичную для фовизма цветовую палитру: интенсивные теплые цвета на прохладном сине-зеленом фоне. Ритмичная последовательность обнажённых танцующих блестяще передают ощущение эмоциональной свободы и наслаждения жизнью.
«Танец» считается ключевым произведением в творчестве Анри Матисса, которое во многом заложило пути развития живописи 20 века.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Равель за фортепиано 7 марта 1928 года в Нью- Йорке на вечере, организованном в честь его 53- летия . За ним слева направо:…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Илья Гинцбург. Василий Верещагин за работой 1892 Василий Верещагин терпеть не мог сам быть в роли модели для портрета, но однажды…

  • ЦИТАТЫ...

    Черноморские пластуны Владимир Гиляровский во время русско-турецкой войны служил в подразделении пластунов-охотников, то есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment