nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ. ДЕВЯТЫЙ ВАЛ. 1850


В 1844 году Иван Айвазовский плыл на корабле из Англии в Испанию и попал в страшный шторм в Бискайском заливе. Опасность была столь велика, что европейские газеты даже поспешили объявить о крушении судна и гибели всех пассажиров, в том числе и знаменитого русского художника-мариниста. Позднее Айвазовский вспоминал, что он был единственным на корабле, кто, несмотря на страх, не лишился «способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею как дивною живою картиною».
Несколько лет спустя воспоминание о пережитом шторме воплотилось в одну из самых известных картин Айвазовского, «Девятый вал», которая представляет собой романтическое противопоставление стихии, одновременно страшной и прекрасной, и человека. Другим источником вдохновения для художника послужила известная среди моряков легенда о том, что во время шторма всегда приходит волна, чаще всего девятая по счету, которая отличается невероятным размером и гибельной мощью.
Над картиной художник работал всего одиннадцать дней, полностью следуя своему излюбленному принципу импровизационной «скорописи».
На холсте Айвазовский изображает море после очень сильного ночного шторма. На обломках затонувшего корабля несколько выживших человек отчаянно борются со стихией. Импровизированный плот окружают громадные волны, и самая большая из них, тот самый ужасный девятый вал, вот-вот обрушится на моряков. Художник мастерски выписывает бурлящую на верхушке волны пену, придавая девятому валу вид одушевлённого злобного чудовища.
Но в то же время Айвазовский снижает драматизм происходящего и дает зрителю надежду, на то, что людям все-таки удастся спастись. Море освещено мягкими золотистыми лучами восходящего солнца, которые уверенно пробиваются сквозь грозовые облака и водяную пыль, обещая ясный день и умиротворение стихии. Темная морская вода, еще волнующаяся после ночной бури, блестит, отражая солнечные лучи, что придает больше уверенности благополучному исходу для моряков. Художник сознательно использует самые яркие краски палитры, включая разнообразные оттенки зеленого, синего, желтого, розового и лилового.
«Девятый вал» Айвазовского был впервые показан на выставке в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и сразу же приобрел невероятную популярность. Многие современники художника пытались найти в картине некие аллегорические отсылки к текущим политическим событиям, происходившим тогда в России и в мире. Но Айвазовский мало интересовался политикой. Он был влюблен в море, и в штиль, и в мощное движение шторма, и лишь старался донести до зрителя свое понимание и ощущение красоты морской стихии во всех ее проявлениях.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments