nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АНДРЕЙ РУБЛЕВ. ТРОИЦА. 1411 или 1425-27.


Конечно, все знают, что был такой художник на Руси, Андрей Рублев, и что написал он икону, которая называется «Троица». И что «Троица» Андрея Рублева входит в культурный код русской нации, являясь одной из тех легендарных скреп, которые не дают России распасться и раствориться в небытие. В общем, о рублевской «Троице» слышали все, многие ее еще и видели, а вот знают, что она из себя на самом деле представляет, совсем немногие.
История создания иконы до настоящего времени известна лишь в общих чертах. «Троица» была создана для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры по заказу преемника Сергия Радонежского второго настоятеля Троице-Сергиевой лавры игумена Никона Радонежского. Это случилось либо в 1411 году, когда была отстроена новая деревянная Троицкая церковь вместо сгоревшей во время нашествия Едигея, либо после 1425 года, когда было завершено строительство каменного Троицкого собора. В любом случае, «Троица» Андрея Рублева была главной иконой главного храма Троице-Сергиевой лавры, и вполне заслуженно считается и самым выдающимся произведением Рублева, и самым значительным воплощением образа Святой Троицы в древнерусском искусстве.
Сюжет иконы восходит к тексту из Ветхого Завета, в котором повествуется о явлении трех юношей-странников Аврааму и его жене Сарре. Новаторство Рублева заключается в том, что он полностью исключает бытовые подробности, на которых обычно акцентировали внимание авторы большинства икон подобного типа.

Троица Ветхозаветная. Икона псковской школы 16 в.

В христианстве в эпоху Средневековья получила распространение концепция, согласно которой трое ангелов, явившихся Аврааму, воплощают три ипостаси Господа: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, то есть Святую Троицу. И Андрей Рублев чисто художественными средствами постарался передать суть догмата о Святой Троице: ее нераздельность и неслиянность.
Иконописец размещает сцену на вертикально ориентированной доске. Он изображает трех ангелов, сидящих за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На заднем плане обозначены дом Авраама, Мамврийский дуб и гора Мориа, упомянутые в соответствующем библейском тексте. Однако у Рублева дом становится символом Божиего Домостроительства, гора – символом Восхищения Духа, а дерево указует на Живоначальность Троицы и является символом Воскресения.
Вся композиция вписана в эллипс, при этом ангелы расположены так, что очертания их фигур, представленных в разных позах и разворотах, образуют круг, символ покоя, совершенства, любви и вечности. Композиционным центром иконы является чаша, означающая крестную жертву. Через нее проходит горизонтальная перекладина условного креста, закрепляющего композицию. Вертикальную перекладину креста образует фигура центрального ангела, воплощающего образ Иисуса Христа, на что указывают цвета его одеяния – темно-красный хитон и синий гиматий.
Ангел, находящийся слева, символизирует Бога-Отца, первое лицо Святой Троицы, о чем свидетельствует отеческая начальственность его облика, его взгляд, обращенный к другим ангелам, а также царственный, светло-лиловый цвет его одежд. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангел с правой стороны изображен в гиматии дымчато-зеленого цвета, что означает его ипостась Святого Духа. Однако существуют и иные варианты соотнесения ангелов на иконе с воплощениями Святой Троицы.
Одежды ангелов различны по цвету, но их объединяет яркий ультрамарин, который художник использовал в хитонах крайних ангелов и гиматии среднего, а также в почти не сохранившихся головных повязках ангелов. Рублев сознательно отказался от киновари, создав очень гармоничное и спокойное колористическое решение иконы. Внешние контуры фигур ангелов, а также очертания стола образуют шестиугольник, символизирующий Вифлеемскую звезду.
В иконе нет никакого действия, ангелы словно смиренно застыли, созерцая жизнь человеческую с ее страданиями и скорбью. Самым главным достижением иконописца в данном случае считается воплощение абстрактной идеи чисто художественными средствами.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Tags: анализ, икона
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments