nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИВАН III И ИСКУССТВО:
ДИОНИСИЙ & СЫНОВЬЯ

Часть 6.

       Самый знаменитый иконописец эпохи Ивана III – Дионисий – в отличие от большинства иконописцев предыдущего времени, был мирянином, причем, вероятно, знатного происхождения, поскольку среди его предков несколько туманно упоминается некий царевич Петр. Впрочем, ремесло иконописца в его роду стало, в конце концов, наследственной профессией, так как известно, что художниками были и сыновья Дионисия, Владимир и Феодосий, которые очень часто работали вместе с отцом, особенно когда ему поручались крупные и масштабные проекты (говоря в современной терминологии).
        Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502) (полностью до нас не дошел). Роспись оказалась исключительно оригинальной по своему композиционно-иконографическому замыслу. В храме, посвященном Богоматери, отсутствуют некоторые канонические циклы, например, праздничный, в том числе и сцены из жизни Марии. А «Рождество», например, вообще вынесено на западный фасад церкви.
       
      
                    Дионисий. Росписи Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

          Ядром росписи стал «Акафист» - цикл торжественных и лирических песнопений в честь Богоматери, где художник получил относительную свободу композиционно-иконографических характеристик. Главным достоинством фресок Дионисия становится нестандартное композиционное решение и исключительная красота колорита. Для Дионисия характерна преувеличенная удлиненность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений.
        Одна из лучших икон Дионисия – «Богоматерь Одигитрия» из местного ряда Ферапонтова иконостаса, а также «Распятие» из иконостаса собора Павло-Обнорского монасыря. Его иконографическая схема восходит к иконе Троицкого иконостаса. Икона Дионисия очень красива по колориту, также она покоряет совершенстом композиции и пластичностью рисунка
        Дионисий был последователем Андрея Рублева, однако ему удалось найти свой собственный путь в живописи и свое место в древнерусском искусстве. Причем, некоторые исследователи говорят о сходстве художественных приемов Дионисия с иконописцами так называемой «моравской» (сербско-македонской) школы иконописи. Также предполагается, что Дионисий был автором иконы «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля.

                 
Св.мученик Лавр. Фреска монастыря Раваница. Сербия. 1380-е гг.           Дионисий. Апокалипсис
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments