ЧАСТЬ 3.

Луи Каравакк. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717
В том же 1717 году Луи Каравакк исполнил, пожалуй, самый известный и самый симпатичный портрет серии, представляющей детей Петра Первого. Это парный портрет дочерей императора царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны девяти и восьми лет от роду соответственно. Иногда утверждается что обе девочки одеты в костюмы Флоры, однако, скорее всего, это просто пасторальные костюмы, и царевны, наряженные пастушками или пейзанками, разыгрывают некую забавную театральную сценку.
Елизавета, блондинка с сияющими голубыми глазами, кокетливо смотрит на зрителя. Её миловидное личико озаряется задорной улыбкой, от которой в уголках губ образовались очаровательные ямочки. Одной рукой она облокотилась на спинку скамьи, а в другой грациозно держит букетик цветов, подняв его над головой сестры и словно демонстрируя невидимой публике. Её темноволосая старшая сестра Анна умиленно смотрит на Елизавету. Она держит в руке корзиночку, наполненную цветами. Сверкающие на фоне синего неба и зелени деревьев парка перламутровые телам изысканные модные наряды с глубокими декольте, подчёркнуто утонченные жесты героинь, развевающиеся воздушные шарфы, яркие цветы, - всё это превращает портрет в нарядное праздничное зрелище.
Здесь уже можно говорить и о том, что художник смог передать и особенности черт лица своих героинь, и даже некоторые свойства характера девочек, показав Елизавету шаловливой и кокетливой, а Анну серьезной и даже почти по-взрослому ответственной за младшую сестру (впрочем, она была старше Елизаветы всего на год).

Луи Каравакк. Портрет царевича Петра Алексеевича в виде Аполлона и царевны Натальи Алексеевны в виде Дианы. 1722
Второй парный портрет этой серии, написанный в 1722 году, представляет уже не детей, а внуков Петра Первого. На нём изображены дети царевича Алексея, семилетний царевич Пётр Алексеевич, будущий император Петр II, и его старшая сестра, восьмилетняя царевна Наталья Алексеевна.
Петр представлен в образе Аполлона, а Наталья представляет Диану. Портрет выполнен значительно более профессионально, однако в нем нет той непосредственности и какой-то слегка наивной нежности, которая чувствуется в отношении художника к моделям в предыдущих работах. К тому же Каравакк, явно поднаторевший в искусстве приукрашивать портретируемых, очевидно польстил своим юным героям, особенно девочке. По воспоминаниям современников царевна Наталья Алексеевна была дурна собой, хотя и отличалась добрым нравом, благочестием и образованностью. На портрете же она выглядит вполне миловидной, так же, как и ее брат. Но при этом психологическая трактовка образов героев полностью отсутствует, хотя в предыдущем портрете Каравакк всё-таки пытался передать характер своих героинь.
Но главное, что отличает этот портрет от предыдущих, это очевидная смена художественного направления. Портрет Елизаветы Петровны и Анны Петровны ещё можно считать рокайльным, а портрет Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны с его пышным и тяжеловесным декором однозначно уже вернулся к барочной традиции и гораздо более походит на работы Ван Дейка, нежели на портреты французских мастеров начала XVIII века.
P.S. Царевна Наталья Алексеевна умерла в возрасте14 лет предположительно от чахотки, её брат скончался через год в том же возрасте от оспы. Царевна Анна Петровна была выдана замуж за принца Карла Фридрих Гольштейн-Готторпского, умерла в возрасте 28 лет, родив будущего императора Петра III, возможно от послеродовой горячки, либо от пневмонии.