nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

РЕМБРАНДТ. НОЧНОЙ ДОЗОР. 1642


«Ночной дозор» Рембрандта Харменса ван Рейна, вероятно, можно назвать одним из самых известных произведений в истории мирового искусства. А между тем, сам художник понятия не имел, что в 1642 году написал картину с таким названием. Тогда Амстердамская гильдия аркебузиров народного ополчения заказала свои групповые портреты восьми самым известным местным художникам, одним из которых и был Рембрандт. К тому времени он уже создал несколько довольно удачных групповых портретов, которые принесли ему вполне заслуженную популярность. Так что картина, которую художник представил заказчикам, и за которую получил 1600 флоринов называлась «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вилема ван Рёйтенбюрга».
1642 год оказался для Рембрандта очень сложным в личном плане, и переломным в плане творческом. Еще до того, как он закончил «Ночной дозор», умерла в возрасте 29 лет его любимая жена и модель Саския ван Эйленбюрх. А оригинальный замысел группового портрета заказчики не оценили. Художник так и не смог оправиться от этих переживаний, постепенно растерял своих обычных заказчиков и обратился к совершенно другой тематике – к библейским сюжетам.
Согласно сложившийся к тому времени традиции, групповой портрет должен был составлять статичную композицию, которая позволяла художнику изобразить каждого из персонажей, оплативших заказ. Но Рембрандт предпочел нарушить все установленные каноны. Он изображает момент, когда капитан Баннинг Кок, стоящий в самом центре композиции, отдает приказ лейтенанту Рёйтенбюргу, одетому в эффектный золотистый костюм, украшенный жемчугом, и рота готовится к выступлению. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик берется за палочки, и все остальные персонажи приходят в движение, готовясь выйти из затененного дворика через арку на городскую площадь, освещенную солнцем.
Портрет оплатили 18 заказчиков, офицеров, состоявших в стрелковой роте, но помимо них Рембрандт населил свой холст еще шестнадцатью самыми разными персонажами, присутствие которых до настоящего времени точно не объяснено.
Самой загадочной представляется фигура девушки в золотистом платье, расположенная на среднем плане в левой части картины. С чисто художественной точки зрения она должна уравновесить яркий камзол лейтенанта Рёйтенбюрга, расположенного симметрично ей справа. Но Рембрандт окружает ее различными символами, которые согласно традиции трактуются как имеющие отношение к стрелкам. На ее поясе закреплены курица и пистолет, в левой руке – рог для вина. Во всяком случае, известно, что шляпы голландских стрелков в то время часто украшались птичьими лапами. Предполагается, что девушка в золотом платье символизирует боевой талисман команды.
Красные камзолы офицеров перекликаются с красным кушаком их командира, что создает определенны ритм и придает композиции дополнительную динамику. Рембрандт мастерски пишет детали одежды, так что кружева и полотно на картине кажутся настоящими.
Изначально с левого края картины размещались еще две фигуры стрелков, а по трем остальным краям находились узкие полосы серебряной амальгамы. Позднее, уже в 18 веке, когда картину переносили в новый зал, ее обрезали, и этот фрагмент был утерян безвозвратно. Немного позднее, в 19 веке, когда это произведение Рембрандта, наконец, попало в поле зрения искусствоведов и было оценено по достоинству, оно получила привычное название «Ночной дозор». В 1947 году при реставрации был удален верхний слой потемневшего лака и выяснилось, что на самом деле действие картины происходит днем, о чем также свидетельствует и положение тени от левой руки капитана Кока, соответствующее примерно двум часам пополудни.
Главным новаторством Рембрандта в данной работе считаются драматическое освещение и естественность персонажей.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments