nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

ИСТОРИЯ ПЕНЕЛОПЫ БУТБИ
Часть 1. ДЖОШУА РЕЙНОЛЬДС. ЧЕПЧИК

Джошуа Рейнолдс. Чепчик. Портрет Пенелопы Бутби. 1788

В апреле 1788 года сэр Брук Бутби заказал у одного из самых лучших на тот момент лондонских портретистов сэра Джошуа Рейнолдса портрет своей обожаемой дочери Пенелопы. Как раз в апреле ей исполнялось 3 года, и этот портрет должен был одновременно стать необыкновенным подарком девочке и ее любящим родителям, и запечатлеть важную веху в жизни ребенка, только-только начавшего по-настоящему взрослеть. Цена заказа была вполне удовлетворительной – 50 гиней, и картину надлежало исполнить за 4 сеанса позирования ребенка. Нам точно известно из сохранившихся документов, что заказ был полностью оплачен в мае 1788 года, авансом, а сеансы позирования назначены на 1, 3, 5 и 8 июля. Ради такого случая девочку специально привезли в Лондон из Дербишира, где в родовом поместье Ашбурн сэра Брука постоянно проживало семейство Бутби.

Джошуа Рейнолдс. Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой. 1761

Джошуа Рейнолдс. Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской с дочерью Джорджианой Кавендиш. 1784

За свою почти тридцатилетнюю художественную карьеру Джошуа Рейнольдс написал огромное количество детских портретов. Иногда случалось так, что сначала он портретировал одну юную леди или юного джентльмена, а лет 20 спустя уже писал портрет своей предыдущей модели с её собственными детьми. Современники рассказывали что несмотря на то, что у Рейнолдса не было своих детей, он умел превосходно ладить со своими маленькими моделями. он полагал что во время сеанса позирования детям нужно предоставлять полную свободу и не стоит заставлять их бесконечно стоять в одной позе. Именно поэтому в его мастерской всегда были приготовлены игрушки, лакомства и всевозможные развлечения для детей. Во время сеансов они резвились в свое удовольствие, сам художник к тому же занимал своих юных посетителей забавными рассказами.
Один из его современников бывавший в его мастерской утверждал что Рейнольдс «так очаровал своими рассказами одну маленькую девочку что она не сводила с него восторженных глаз». Вполне возможно что здесь речь идет как раз о Пенелопе Бутби, которая за время сеансов подружилась с художником и каждый раз категорически не желала покидать его мастерскую.
Однажды (скорее всего это случилось между 5 и 8 июлем, когда между сеансами позирования был перерыв), маленькая Пенелопа сбежала из дома и каким-то невероятным образом добралась до мастерской своего обожаемого дядюшки Джошуа. Перепуганные родители не сразу сообразили, что случилось, и были поражены, обнаружив её живой здоровой и счастливой в обществе художника. Между прочим, именно этой завязавшейся за столь короткий срок дружбой художника и модели принято объяснять столь высокие художественные достоинства портрета.
Итак, на картине Рейнолдс представил трёхлетнюю девочку сидящей на каменной скамье на фоне лесного пейзажа. На ней взрослое нарядное платье и забавный чепчик, кажущийся чрезмерно большим, который и дал картине её второе ироничное название. Обычно утверждается, что Пенелопа на картине Рейнолдса представляет собой классический образ ребёнка эпохи сентиментализма, воплощение райской невинности, символ того «что мы потеряли и того, что мы боимся потерять».
В последней трети 18 века благодаря деятельности просветителей детей уже не воспринимали как недоделанных взрослых, а наоборот, выделяли детство как отдельный и исключительно важный этап в жизни человека, который требует не только особого отношения, но и особого обрамления. В то время уже начала появляться детская мода, поэтому взрослое платье трёхлетней девочки действительно воспринимается как некий иронический штрих. Но самое интересная деталь ее наряда это действительно чепчик. И в те времена как и сейчас чепчики надевали на младенцев и на совсем маленьких детей, но в данном случае чепец Пенелопы Бутби – это составная часть наряда взрослой женщины, причём женщины замужней. Неудивительно, что исследователи пришли к выводу, что чепец девочки очень похож на чепец Марты Вашингтон на известном портрете Гилберта Стюарта.

Гилберт Стюарт. Марта Вашингтон

Маленькая Пенелопа выглядит исключительно серьезной, она сжала губы и сложила руки на коленях, изо всех сил стараясь изображать взрослую благовоспитанную леди, но при этом девочка слишком застенчива, чтобы смотреть прямо в лицо зрителю, и поэтому смотрит в сторону.
Портрет получился потрясающе убедительным и обаятельным. Рейнолдсу действительно удалось передать характер ребенка, милой, послушной, немного капризной и чуть-чуть избалованной девочки, любимицы своих родителей, которая изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям.

Продолжение следует…
Tags: женщины, истории, портрет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Как-то раз известную хозяйку парижского салона госпожу де Тансен спросили, почему умные люди часто совершают ошибки в обычной жизни. - Умные люди…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 6. Письма к госпоже Каландрини События последних семи лет жизни «Прекрасной черкешенки» (с 1726 по 1733) мы…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments