nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

ИСТОРИЯ ПЕНЕЛОПЫ БУТБИ
Часть 4
.

Сэмюэл Казинс. Меццо-тинто по картине Джошуа Рейнолдса "Чепчик"

Итак, портрет Пенелопы Бутби работы Джошуа Рейнольдса нашёл своё пристанище в экспозиции музея Ашмолеан в Оксфорде. Именно там его и увидел профессор математики и автор детских книг в стиле сказочного фэнтези Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный как Льюис Кэрролл. Помимо всего прочего он был еще и фотографом-любителем, причём фотографии его излюбленных моделей, маленьких девочек, иногда совершенно обнаженных, в наше время вызывают большие сомнения в его моральном облике и сексуальных пристрастиях. Но в викторианской Англии середины 19 века девочки до 14 лет считались асексуальными, и потому дружба Кэрролла с ними была, с точки зрения тогдашней морали, совершенно невинной причудой. К тому же все свои фотографии он делал с разрешения и часто в присутствии их матерей.
Стиль фотографий Кэрролла относят к так называемому пикториализму, для которого характерен постановочный характер съёмок и монтаж негативов, а также использование изобразительных и технических приёмов, сближающих фотографию с живописью и графикой таких направлений, как импрессионизм, символизм, модерн, живопись прерафаэлитов. И в полном соответствии со своими художественными принципами Кэрролл решил выполнить несколько фотографий по мотивам «Чепчика» Рейнолдса. В настоящее время известно три снимка этой серии, которые были выполнены в 1875-76 годах, то есть за четыре года до появления «Спелой вишни» Миллеса. Существует также версия, согласно которой источником вдохновения Кэрролла была не сама картина Рейнолдса, а меццо-тинто Сэмюэла Казинса, выполненное по ней.
Для серии позировала любимая модель Кэрролла Александра Китчин, которая была гораздо старше Пенелопы Бутби,
поскольку на момент съемок ей уже исполнилось 12 лет.


На первой фотографии Александра (Экси) действительно сидит, правда на стуле, а не на скамье, перед камерой на фоне голой стены. Она опирается подбородком на руку, что не совпадает с композицией Рейнолдса. При этом двенадцатилетняя модель пристально смотрит в объектив камеры. На ней высокий старомодный чепец, пародирующий забавный чепчик Пенелопы, похожее платье и темные прозрачные митенки. Выражение лица Экси задумчивое и немного загадочное. Конечно, перед нами типичный подросток, не слишком довольный тем, что его заставили облачиться в детский карнавальный костюм. Единственное принципиальное отличие наряда – пестрая цветастая ткань, возможно, фартучек, наброшенная на колени модели.


На втором снимке Экси Китчен стоит, прислонившись к стене. Её платье оказывается достаточно коротким, и зритель может видеть ее ноги в смешных полосатых чулках, которые придают модели какой-то деревенский вид. Кэрролл вложил в руки своей модели веер, а на шею надел бархотку с крестиком. На первом снимке бархотка также присутствует, но ее почти не заметно, поскольку девочка закрывает ее поднятой рукой. Самым примечательным здесь кажется выражение лица модели, какое-то мрачное и упрямое, совершенно далёкое от милой детской сосредоточенности оригинала.


Третий снимок серии называется «Экси Китчин частично в платье Пенелопы Бутби на шезлонге с японским зонтиком». Он резко отличается от остальных и иногда его даже исключают из серии. Главным отличием здесь является отсутствие на модели чепца, основополагающего элемента костюма Пенелопы Бутби. Чтобы выполнить эту постановку Кэрролл специально принёс в свою студию плетёный шезлонг и восточный зонтик, и поместил модель в шезлонге с открытым зонтиком над головой. Это изображение благодаря оригинальной композиции в сочетании с загадочным взглядом девочки, считается одним из самых выдающихся фотопортретов викторианской эпохи.
Исследователи часто отмечают высочайший художественный уровень и остальных снимков серии, но на мой взгляд, по отношению к оригиналу все это уже смотрится как сюжет из Изоизоляции.
P.S. Кэрролл фотографировал Александру Китчин с четырёх до шестнадцати лет. Известно более пятидесяти ее подобных постановочных фотографий. Иногда такие снимки даже носят название «Экси»-фотографии. Существует легенда, что Кэрролл однажды задал себе вопрос: «Как достичь совершенства в области фотографии?», а затем сам же дал на него ответ: «Поставить „Экси“ перед объективом».
Tags: женщины, истории, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Шарль Андре Ван Лоо. Портрет мадам Помпадур в турецком костюме. 1747 Как-то раз французского философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments