
Томас Гейнсборо. Утренняя прогулка. 1785-86
Летом 1785 года в Лондоне намечалась грандиозная свадьба. В брак вступали мисс Элизабет Стивен и мистер Уильям Халлет. Жених и невеста были ровесниками – оба 21 года от роду, оба принадлежали к состоятельным и благородным семьям, но к высшей аристократии они не относились. Вероятно, именно поэтому, заказывая Томасу Гейнсборо свадебный портрет, жених и невеста пожелали, чтобы художник изобразил их аристократами до мозга костей, и денег на это не пожалели. Впрочем, эта концепция вполне отвечала принципам, которые исповедовал Гейнсборо, убежденный в том, что истинное благородство происходит от натуры самого человека, от его внутренней работы над собой, а не даётся по праву рождения в определенной семье.
А вот идея вместо традиционной статичной композиции свадебного портрета представить новобрачных на прогулке в парке, несомненно принадлежала самому художнику. Итак, на портрете молодые супруги изображены в полный рост на фоне романтического паркового пейзажа. За их спиной – безмятежное голубое небо с золотистыми облаками, подсвеченными лучами восходящего солнца, что символически может намекать на благоприятное начало их счастливой совместной жизни. На даме воздушное белое платье, украшенное пышными манжетами и воротником, бледно-зелёной лентой, завязанной в изящный бант на груди, и черным поясом, подчёркивающие тонкую талию. На ее голове – модная черная широкополая шляпа с пышным бледно-зеленым бантом и перьями. Её кавалер облачён в строгий темный камзол с яркими золотыми пуговицами в тон вышитого золотистого жилета. Свою шляпу он держит в руке.
Супруги смотрят в одну сторону, словно они заметили каких-то знакомых, и Уильям Халлет снял шляпу, приветствуя их. Пару на прогулке сопровождает собака породы самоедский шпиц. В композициях с супружеской парой любая собака, как правило, символизирует супружескую верность. А в данном случае симпатичный пушистый пёс ещё и преданно смотрит на своих хозяев.
В этой картине поражает прежде всего удивительно гармоничное и естественное слияние людей и природы, что обусловлено сюжетной логикой композиции. Как и в большинстве поздних портретов Гейнсборо, здесь также присутствует его знаменитая «дымка», эффект воздушности, как бы частичной размытости контуров объектов, что в данном случае подчеркивают светлые пудреные парики героев, полупрозрачная ткань платья невесты и мягкая шерсть собаки.

Джордж Ромни. Вечерняя прогулка. 1786
«Утренняя прогулка» Томаса Гейнсборо вдохновила его младшего коллегу Джорджа Ромни написать в 1786 году к ней своего рода парную картину, которую он назвал «Вечерняя прогулка». На холсте представлены сэр Кристофер и леди Сайкс, которые выходят на прогулку из своего загородного особняка. Фоном, в отличие от работы Гейнсборо, служит вполне реалистический пейзаж, представляющий окрестности имения Сайксов. Эти супруги явно старше молодоженов Халлет, леди Сайкс внимательно и почтительно смотрит на мужа, который, кажется, о чем-то ей рассказывает, держа в одной руке часы, а в другой письмо. Создаётся впечатоение, что он слишком занят более важными делами, и чаще всего не имеет времени на совместные прогулки с супругой.
Леди Сайкс одета в белое платье, также как и Элизабет Халлет, но это не воздушный наряд юной невесты, а эффектное платье из плотного блестящего атласа, к которому леди надела ещё и роскошное жемчужное ожерелье. Пару также сопровождает собака, преданно смотрящая на супругов. На сей раз это спаниель или разновидность этой породы коикерхондье, модная в 17-18 вв.
В общем, можно предположить, что для Сайксов их брак уже превратился в рутину, в отличие от Халлетов, для которых их семейная жизнь только начинается, обещая вечное счастье и блаженство.
Иногда утверждается, что на самом деле, это Гейнсборо скопировал композиционное решение Ромни, тем более, что картины создавались примерно в одно и то же время, и абсолютно точно установить, какая была написана раньше, невозможно. Но на мой взгляд, это маловероятно, поскольку именно Гейнсборо был подлинным мастером и новатором по части создания портретных композиций на пейзажным фоне. К тому же это как раз композиция, использованная Ромни повторяет более ранние варианты парных супружеских портретов Гейнсборо.
P.S. К сожалению, «Утренняя прогулка» пополнила собой список картин, пострадавших от рук неадекватных граждан. В марте 2017 года в Лондонской Национальной галерее на нее напал 63-летний безработный Кит Грегори. Он оставил на верхнем слое краски две длинные царапины с помощью отвёртки. К счастью холст задет не был, и картину быстро отреставрировали и вернули в экспозицию. Зачем он это сделал, вандал объяснить так и не смог. Может, просто из зависти.