nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ТВОРЧЕСТВО РЕНАТО ГУТТУЗО:
МАЛЕНЬКАЯ ЩЕЛКА В ЕВРОПЕЙСКИЙ МОДЕРНИЗМ.

       В советское время в нашей стране было практически невозможно легально увидеть картины современных европейских художников. Живопись оценивали не по ее художественным достоинствам, а, скорее, по политическим взглядам исполнителей. Если западный художник отрицательно или просто индифферентно относился к Советскому Союзу, то и у нас о нем никто не смел даже упоминать.
       Итальянец Ренато Гуттузо, которому 2 января 2017 года исполнилось 105 лет со дня рождения, оказался одним из немногих западных мастеров, обласканных советской властью. У него оказалось вполне пристойное происхождение – сын землемера из пригорода Палермо, очень удачным оказалось и то, что первым его учителем в искусстве оказался простой мастер-ремесленник, расписывавший повозки.

             
            Пиппо Риццо                          Пиппо Риццо. На марше                   Пиппо Риццо. Кочевник

       Впрочем, еще учась в лицее, молодой Ренато посещал занятия в студии футуриста Пиппо Риццо, так что уже тогда он был в курсе новейших течений европейского искусства.
       Нашим партийным критикам весьма импонировало, что Гуттузо с начала 1930-х годов входил в круг деятелей искусства, оппозиционных режиму Муссолини (ага! Борец с фашизмом!), а за свою статью, посвященную Пикассо, даже подвергся некоторым цензурным гонениям, которые, впрочем, не повлекли за собой для него никаких реальных неприятностей.

                 
          Ренато Гуттузо. Воскресный день           Ренато Гуттузо. Человек, поедающий спашетти
          калабрийского рабочего


       Но главной причиной благосклонности советских властей, естественно, стало членство Ренато Гуттузо в Коммунистической партии Италии (с 1940, а с 1956 – член ЦК). Художник-коммунист, да еще и автор картин из жизни простого народа («Воскресный день калабрийского рабочего», «Человек, который ест спагетти» и т.д.) оказался весьма востребованным в нашей идеологической системе.
       Разумеется, партийным боссам было невдомек, что для художника, каких бы политических взглядов он не придерживался главным остается найти свою нишу в современном  художественном мире. Стиль должен быть хорошо узнаваемым, так же, как и тематика полотен.
       Ренато Гуттузо с его экспрессионистическим колоритом и динамизмом рисунка вполне индивидуален и узнаваем. От жесткого кубистического футуризма начала 20 века в его последующем творчестве не осталось и следа. В более масштабных полотнах (как его концептуальное «Распятие» 1940-го года или более позднее «Кафе «Греко») Гуттузо несколько хаотически строит композицию, но в целом его творчество достаточно выразительно.

     
                  Ренато Гуттузо. Распятие                                                         Ренато Гуттузо. Кафе "Греко"

       Возможно, отчасти и благодаря его творчеству, художественные поиски отечественных художников 1960-х годов тоже несколько расширились, и на смену кондовому соцреализму пришел более интересных с художественной точки зрения «суровый» стиль.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments