Дмитрий Левицкий. Портрет дочери Агаши. 1785
Похоже, 1785 год был богат на художественные события связанные со свадьбами. Примерно в то же время, когда Томас Гейнсборо писал свою «Утреннюю прогулку» в качестве свадебного портрета Уильяма Халлета и Элизабет Стивен, в Санкт-Петербурге готовилась к своей свадьбе единственная дочь художника Дмитрия Левицкого, Агафья Дмитриевна, которую в семье звали Агаша. Разумеется, счастливый и гордый отец хотел преподнести своей любимой дочери необыкновенный свадебный подарок. И вполне логично, что оказался её портрет, причем портрет действительно оригинальный для того времени.
С начала 18 века русских людей упорно учили носить иноземные наряды и вообще максимально приблизить свой быт к западноевропейским образцам. До времени, когда в России вернётся мода на русское традиционное платье, оставалось ещё как минимум полвека, но Левицкий изображает свою дочь в русском народном свадебном наряде, конечно сильно театрализованном и облагороженном, но русском.
На девушке, которую, вероятно, нельзя назвать красавицей, но которая, несомненно, мила и очаровательна, надет тёмно-синий парчовый сарафан с пышным цветочным орнаментом и розовая атласная приволока или душегрея, отделанная широким золотым шитьем, тонкая сорочка, украшенная пышными кружевными манжетами. На голове девушки – свадебный венец с шелковым покрывалом, которое Агаша придерживает у лица изящным жестом тонких пальцев, дополнительно акцентируя внимание зрителя на великолепном ювелирном украшении, богато отделанном жемчугом. Несмотря на присутствие национальных деталей костюма, который иногда определяют как свадебный костюм крестьянки русского севера, этот наряд, конечно, скорее всего является очень эффектной стилизацией.
Трудно сказать, почему Левицкий нарядил свою дочь в именно в народный костюм. Существует довольно убедительная версия, что художник был вдохновлён сборником русских народных песен, который как раз в то время готовил к изданию его друг Николай Львов. Возможно также, что традиционный наряд должен был способствовать созданию идеального образа хозяйки дома, весьма актуального для невесты. К тому же героиня портрета представлена рядом со столом, на котором накрыто символическое русское угощение – каравай хлеб, соль в изящной солонке с ложечкой и некий напиток в кувшине (возможно, квас или брага).
Левицкий максимально выигрышно показывает свою любимую дочь. Ее огромные темные глаза буквально сияют счастьем, на лице - нежный румянец. Глубокий вырез рубашки демонстрирует красоту плеч и белоснежную кожу. Левицкий тщательно и виртуозно передает фактуру различных материалов, их почти осязаемую красоту.
Портрет получился исключительно живым и достоверным, художник смог блестяще передать состояние ожидание счастья, в котором пребывает невеста накануне свадьбы. А русский костюм придал образу Агаши Левицкой совершенно особенное настроение народной сказки. В конце концов каждая девушка хотя бы один раз в жизни хочет немного побыть принцессой или царевной.
P.S. Агафья Левицкая родилась приблизительно в 1765 году, имя свое получила в честь бабушки, матери Дмитрия Левицкого, которая к тому времени уже умерла. Замуж она вышла за помощника директора Сенатской типографии коллежского секретаря Александра Матвеевича Андреева и прожила с ним в браке почти двадцать лет. В 1805 году она овдовела и с детьми вернулась в дом своего отца.