nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИВАН КРАМСКОЙ. РУСАЛКИ (МАЙСКАЯ НОЧЬ, СЦЕНА ИЗ «МАЙСКОЙ НОЧИ»)


«Весьма порядочные, весьма продуманные и вовсе неубедительные» - так в нескольких словах описал одно из самых популярных в своё время произведений Ивана Крамского, его «Русалок», известный циник Александр Бенуа. Картина, которую художник писал специально, чтобы представить на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, должна была оказаться чем-то исключительным. Но получилось ли поразить и удивить публику у Крамского – это ещё большой вопрос.
Понятно, что источником вдохновения для художника оказалась всем известная повесть Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Никакой тайны из этого Крамской не делал, и на первой выставке картина сразу шла с ремаркой: «На сюжет из повести Н.В.Гоголя «Майская ночь». По сути эта тема совершенно не попадала в концепцию критического реализма, которую исповедовали передвижники. Но Крамскому ужасно хотелось изобразить, как он сам позднее писал, нечто фантастическое, «поймать луну»:
«…Всё стараюсь в настоящее время поймать луну… Трудная штука луна… Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…»
Поскольку гоголевский сюжет предоставлял художнику блестящую возможность передать необыкновенную, поэтическую красоту лунной украинской ночи, он с упоением занялся его разработкой.
Вообще, Крамской предполагал написать целую серию картин на сюжеты из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» но, в конечном итоге, исполнил только одних «Русалок».
Художник начал работу над картиной ещё в Петербурге, а заканчивал её уже во время поездки на Украину. Это было летом 1871 года в селе Хотень Харьковской губернии (ныне это посёлок городского типа, находящийся в Сумской области Украины). Тогда он некоторое время провел в имении Хотень, принадлежавшем его знакомому Павлу Строганову.
Кстати, любопытно, что приехав в имение поздно вечером, первым, что увидел Крамской, была фигура девушки-сомнамбулы, которая в белом платье и с отрешенным видом бродила по парку. Судя по всему, это впечатление очень хорошо помогло художнику создать подходящую атмосферу в его "Русалках". Позднее Крамской написал и отдельную картину "Сомнамбула", которая в определенном смысле продолжает тему "Русалок".


"Русалки" хотя и несколько вольно, но довольно убедительно иллюстрируют один из ключевых эпизодов гоголевской повести:
«…В тонком серебряном тумане мелькали лёгкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; …они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце…»
Итак, на холсте изображён берег темного глубокого пруда, у которого в лунную ночь собрались русалки-утопленницы:
«…пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплачиваемый вербами, потопившими в нём жалобные свои ветви…»
Фигуры девушек кажутся бесплотными и призрачными, принадлежащими потустороннему миру. Русалки погружены в состояние внутренней сосредоточенности, безысходной тоски и глубокой грусти. Их лица одновременно прекрасны и безучастны. Крамской намеренно лишает их индивидуальности. Сонм «лунных» девушек уже не принадлежит миру людей — он сливается с лилиями в пруду, со стволами деревьев и соцветиями сирени. Их красота теперь не в чертах лица, а в отраженном лунном свете. Они уже стали частью природы.
Скорее всего, девушка, стоящая в центре композиции, с «плетью тростника» в руках и с венком из трав на голове, перебираются свои волосы — это сама Панночка. Но по сути, художник почти никак не выделяет ее из толпы других русалок.
На заднем плане, на невысоком холме изображена заброшенная хатка с дверью, забитой досками. Эта деталь также соотносится с текстом Гоголя:
«…Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу; кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своею тенью, бросал на него дикую мрачность; ореховая роща осталось у подножия его и скатывалась к пруду…»
Картина кажется весьма меланхолический, но в тоже время поэтичной, что обусловлено достаточно искусным изображением мягкого лунного света, ведь луны как таковой на картине нет, есть только ее призрачный, ирреальный свет.
Картина действительно произвела сильное впечатление на современников, но этот эффект продлился ровно до того момента, когда с середины 1870-х гг. году Архип Куинджи не начал писать свои гениальные изображения украинской ночи ("Украинская ночь", "Лунная ночь над Днепром"), где лунный свет был написан настолько искусно, что зрители искали свечку за оборотом холста.

Архип Куинджи. Лунная ночь над Днепром. 1880

Но зато о «Русалках» Крамского ходило множество легенд. Мистические настроенные зрители утверждали, что в галерее Третьякова по ночам можно услышать приглушенное пение, ощутить прохладу и запах стоячей воды. А ещё рассказывали, что особо чувствительные барышни, которые слишком долго смотрели на картину, потом сходили с ума и бросались в Москву-реку, сразу выйдя из музея.
Говорили, что из-за соседства с «Русалками» в первую же ночь на выставке передвижников «Грачи» Алексея Саврасова, висевшие рядом с ними, упали со стены. Даже сам Третьяков как будто чувствовал странную усталость рядом с «Русалками». И лишь когда по совету своей старой няньки он перевесил «Русалок» в темный угол, чтобы на холст не попадал солнечный свет, они перестали «колобродить».
«Сцена из „Майской ночи“ Гоголя» была с успехом представлена публике на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок , открывшейся в Петербурге в конце 1871 года. Немного позднее, в 1872 году Крамской частично ее переписал.
Tags: истории, картины, сюжет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments