Одилон Редон. Циклоп. 1914
В творчестве символиста и одного из лидеров группы «Наби» Одилона Редона были самые разные периоды творческих исканий, он несколько раз за свою достаточно долгую художественную жизнь обращался к мифологическим темам, а также писал так называемых «грустных чудовищ». К тому же с начала 1890-х годов в творчестве художника начался «цветной» период, когда он отошел от монохромных графических работ и начал экспериментировать с цветом. В одном из его последних произведений, картине «Циклоп», созданной им в 1914 году, за два года до смерти, самым блестящим образом объединились все художественные достижения Редона последнего периода его творчества, и в итоге получился самый настоящий шедевр.
В этой картине Редон обращается к сюжету из «Илиады» либо из «Метаморфоз» Овидия, где повествуется о любви циклопа Полифема к нимфе Галатее. Согласно мифу, Полифем, уродливый одноглазый великан однажды увидел прекрасную морскую нимфу Галатею, и, восхищенный ее красотой, влюбился в нее. Он забросил свои стада и проводил все время на берегу моря, в надежде увидеть Галатею хотя бы еще один раз.
Художник изображает сцену, когда печальный Полифем, замечает Галатею, спящей на берегу на песчаном ложе, обрамленном прекрасными цветами. Циклоп как будто возникает из выветренной причудливым образом глыбы обрыва, словно оказываясь ее органической частью. Его единственный глаз, трогательно-голубой, выдает в нем несчастное и простодушное создание, искренне плененное красотой нимфы. Он не угрожает девушке, но старательно оберегает ее покой.
Галатея показана в необычном ракурсе, что подчеркивает нежные и чувственные изгибы ее тела, которые художник наметил лишь легким контуром. Галатея полностью расслаблена, ее образ во многом перекликается с образом Венеры, в картине «Рождение Венеры», выполненной художником
Окружающий пейзаж Редон превращает в красочную фантасмагорию. Скалы, цветы, холмы в отдалении переливаются яркими красными, розовыми, сиреневыми, золотистыми и зелеными тонами, создавая невероятной красоты драгоценное обрамление для Галатеи.
Художник строит композицию так, что взгляд зрителя сначала выхватывает голову Полифема, контрастно выделяющуюся на фоне светлого неба, а потом, следуя за взглядом циклопа, замечает лежащую нимфу, чье прекрасное тело отчасти сливается с цветочным ложем.
Полифем при всей его уродливости вызывает не отвращение, а сочувствие и жалость, его можно воспринимать как почти трагического героя любовной драмы. При этом он достаточно эгоистичен в своем стремлении сохранить Галатею только для себя.
Редон всегда был склонен создавать собственные мифы, материализуя их из окружающего мира с помощью красок. Он полагал, что именно цвет придает жизни радость, и в «Циклопе» эта идея была полностью реализована.