
Франсуа Милле. Анжелюс. 1857-59.
Во второй половине 19 века чуть ли не в каждом французском доме висела репродукция картины Франсуа Милле «Анжелюс». Сам художник был очень удивлен, что произведение, которое изначально имело довольно несчастливую судьбу, неожиданно оказалось столь популярным и востребованным.

Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1856
Эту картину Милле заказал американский художник Томас Эпплтон, которому очень понравились «Сборщицы колосьев», показанные в Салоне в 1857 году. Возможно, изначально предполагалось написать похороны новорожденного ребенка, но позднее художник изменил сюжет полотна и сделал его более умиротворенным и жизнеутверждающим.
Две центральные фигуры композиции – крестьянин и его жена, которых во время работы в поле застал колокольный звон, призывающий на вечернюю молитву. Они прервали полевые работы, чтобы помолиться. Это молитва «Angelus Domini» («Ангел Господень»), которую католики должны читать три раза в день. Свое название картина как раз и получила по ее первому слову. Предполагается, что в общих чертах сюжет полотна был навеян детскими воспоминаниями художника, бабушка которого всегда оставляла все домашние дела, чтобы прочитать молитву, если слышала колокольный звон.
Изображая мужчину, художник создает «колоннообразный» контур его фигуры, словно подчеркивая значимость этого персонажа как «столпа» земли, на которой он трудится. Это грубоватый и неуклюжий крестьянин, неловко держащий в руках снятую с головы шляпу, однако лицо его выражает искреннюю и чистую веру. Его жена изображена в профиль. Ее лицо четко выделяется на розово-золотистом фоне закатного неба, которое может также обозначать и божественный свет, нисходящий на героев в процессе молитвы.
Милле исключительно достоверно передает грубую структуру свежевспаханной земли, комья которой эффектно контрастируют с трезубцем и рукояткой вил. Также без малейшей романтизации изображены и другие крестьянские орудия – корзинка, которую опустила на землю женщина, и тачка, груженая мешками с зерном и удобрениями для посевов.

Церковь Сен-Поль в Шалли. Современный вид
Церковь, которая видна на заднем плане, и от которой, вероятно, исходит колокольный звон, - это церковь в Шалли недалеко от Барбизона, где Милле и работал над картиной.
По какой-то причине заказчик не стал выкупать полотно, и Курбе продал «Анжелюс» всего за 1000 франков. В дальнейшем картина несколько раз меняла владельцев и периодически появлялась на выставках. Простота и благородство художественного решения, а также искреннее благочестие героев, великолепно переданное Милле, восхищали зрителей, которые видели в них воплощение истинного народного духа Франции.

Бенджамен Констан. Портрет Альфреда Шошара
В 1889 году «Анжелюс» снова выставили на продажу, и на сей раз ее выкупил консорциум американских торговых агентов за немыслимую по тем временам сумму в 580000 франков. Картину стали готовить к переправке через океан, но в последний момент издатель журнала по истории Лувра Альфред Шошар за 800000 франков откупил «Анжелюса» у американцев и передал произведение Лувру. Общественное мнение прославило мецената как истинного патриота и гражданина Франции, а шедевр Франсуа Милле остался на родине.