ОТЕЛИ И ИХ ИНТЕРЬЕРЫ
Часть 30.
Рокайльные черты с наибольшей полнотой проявляются в оформлении интерьеров отелей. Полная оригинальность в декоре свойственна именно этой эпохе. Художники никогда не повторяются, "обновляя свои идеи с блестящим остроумием".
В XVIII веке меняется общая система декоративного оформления отелей. Большое значение в рокайльном интерьере приобретает свет. Днем он вливается через высокие окна и, отражаясь в зеркалах и сияющем паркете, подчеркивает белизну стен и объединяет пространство комнаты с парком. Темные углы в комнатах считаются дурным вкусом, поэтому их скругляют: так их проще освещать.
Ордерные формы, которые активно используются в предыдущую эпоху теперь в интерьерах почти не встречаются, их заменяет членение стены на узкие панели, которые могут покрываться росписями или же тонироваться.
Становится иным и колористическое решение помещений: подчеркнуто-торжественный парадный тон залов XVII века, который придают им мраморные вставки, барельефы, обильная позолота, сменяется мягкой пастельной гаммой, создающей в салонах XVIII века ощущение интимности и уюта. В оформлении помещений в эту эпоху чувствуется забота о гармонии как между элементами одной комнаты, так и всех комнат дома.
В XVIII веке в моду входят росписи стенных поверхностей в пастельных тонах: бледно-зеленом, лиловом, серо-жемчужном, бледно-желтом, серебристо-голубом, розовом и т.д. Довольно часто, особенно в начале 1710-х годов делали белые ламбри (салон отеля Матиньон), но впоследствии выяснилось, что они сильно загрязняются, и тогда их стали заменять на цвет светлого дерева с имитацией прожилок (салон отеля д'Асси). Очень часты также сочетания тонов: зеленый и лиловый, розовый или голубой и белый, желтый и серебристый, зеленый и золотистый или голубой. Красный цвет используется в салонах исключительно редко.
Для оформления стен очень часто применяют живописные панно, выполненные Ватто, Буше, Удри, Юэ. Сюжеты их самые разнообразные: в моде китайские, турецкие мотивы (отель де Булонь, Вандомская площадь, 23, росписи Ланкре); изображения обезьян (отель де Роан, росписи Юэ); пасторали, пейзажи, архитектурные мотивы (отель на улице Анжу, архитектор Контан-д'Иври), а также арабески и изображения животных и охоты. Зачастую росписи исполняются на галантные мифологические сюжеты как в отеле де Роан-Субиз, где их темами стали мифы о галантных приключениях Юпитера и Психеи (росписи исполнены по эскизам Ватто, Буше, Натуара, Юэ и др.). Эта живопись размещается или в десюдепортах или в медальонах на стенах, что уподобляет ее станковым произведениям, а не фрескам.
Очень часто в комнатах используют резные деревянные панели натуральной окраски, золоченые или тонированные (салон отеля Асси). Чаще всего это дуб. Кроме того, могут применять подлинные китайские лаковые панно или же панно, выполненные в китайском стиле Мартином. Из Китая ввозят также первые рисованные обои.
В помещениях также встречаются барельефы (чаще всего в качестве украшений над камином) (салон Четырех зеркал в Тампле, оформленный Ж.-М.Оппенором), а также резьба по стуку.
Мрамор используют все реже, отчасти это связано с общим изменением вкусов эпохи, а отчасти с выработкой месторождений в Пиренеях. В отеле Эстре (улица Барбетт, 8) мраморные панно светлых и темных тонов разделены бронзовыми вставками с трофеями.
Иногда еще применяют кожу, хотя она не так популярна, как в XVII веке. Например, в салоне отеля Демар стены были затянуты посеребренной кожей. Для декора стен могут также использовать драпировки и гобелены.
Зеркала применяют очень активно. Обычно их размещают над каминами или низкими столиками напротив друг друга так, что они визуально расширяют пространство. Кроме того, отражая свет люстр и жирандолей, они "в салоне вторят всему блеску, всей игре ума и оживляют взгляды женщин".
Продолжение следует…