Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
Иногда постичь истинное значение созданного произведения сразу после окончания работы его творец оказывается не в состоянии. И шедевр обретает смысл уже спустя какое-то время после первого показа. Так случилось и со знаменитой картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».
Летом 1912 года художник вместе с женой Марией (Марой) Федоровной жил на хуторе Мишкина Пристань близ села Гусевка в доме своей ученицы, генеральской дочери Наталии Грековой. Там Мара Петрова-Водкина совершала длительные верховые прогулки на коне Мальчике, принадлежавшем гостеприимным хозяевам. Петров-Водкин выполнил несколько зарисовок этого коня, а также создал первый несохранившийся эскиз картины.
Кузьма Петров-Водкин с группой знакомых на хуторе Мишкина Пристань. Фотография 1912 г.
Наталья Грекова на хуторе Мишкина Пристань. Фотография 1915 г.
Мишкина Пристань. Современный вид
Возвращаясь в Петербург осенью того же года, художник навестил своих родственников в Хвалынске, и там написал своего двоюродного брата Александра в образе подростка, сидящего на коне. Хотя на роль юного всадника претендовал также и ученик Петрова-Водкина, художник Сергей Калмыков. К тому же в 1911 году Калмыков выполнил ученическую работу с изображением красных коней, купающихся в воде. Есть версия, что именно этот этюд и вдохновил Петрова-Водкина на создание собственной работы на подобную тему.
Сергей Калмыков. Купание коней. 1911
Святые Борис и Глеб. Икона новгородской школы 15 в.
По возвращению в Петербург художник увидел подборку новгородских икон 15 века, расчищенных от позднейших записей. Для средневековой иконописи северного письма характерно доминирование красного цвета в колористическом решении, поэтому предполагается, что свой необыкновенный красный цвет конь обрел после знакомства Петрова-Водкина с новгородскими иконами. А изначально он обладал более реалистичной гнедой мастью.
Кузьма Петров-Водкин. Эскиз картины "Купание красного коня"
Кузьма Петров-Водкин. Голова коня. Набросок к картине"Купание красного коня"
На достаточно большом холсте (160 × 186 см), имеющем почти квадратную форму, изображено голубовато-зеленоватое озеро. Огромная фигура красного жеребца практически полностью занимает передний план картин. Подчеркивая масштаб коня, художник сознательно обрезает краями холста его ноги и верх ушей. Интенсивный алый цвет конской шкуры кажется ещё более ярким относительно холодных тонов пейзажа и светлой фигурой мальчика. Главный герой, независимо от того, кто послужил моделью художника, в конечном итоге обрел черты отрока с иконы. Конь входит в воду, и от его переднего копыта расходятся волны, похожие на грозовые облака. Петров-Водкин использует свою обычную сферическую перспективу, подчеркивая круглую форму озера фрагментом берега в верхнем правом углу и слегка искажая оптическое восприятие изображения.
Помимо основных персонажей на картине присутствуют еще два мальчика и двое коней. В левой части холста один из подростков, находящийся по грудь в воде, держит белого коня за повод, а справа, за спиной главного героя, другой мальчик едет верхом на оранжевом коне в сторону берега на заднем плане. Три группы мальчиков с конями образуют динамическую кривую, подчёркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком расходящихся волн.
В своем творчестве Петров-Водкин использовал колористическую систему, основанную на трех базовых цветах, которую сам называл «трехцветкой». Каждый цвет, по его мнению, определял конкретную национальную культуру. И главным цветом России в его представлении являлся красный. Поэтому вполне закономерной оказалась трактовка, в которой красный конь олицетворяет Судьбу России, а юный всадник – молодого смельчака, ее определяющего. В натянутых поводьях в руке мальчика в таком случае можно увидеть символ грядущих перемен.
Только после Первой мировой войны и революции 1917 года «Купание красного коня» получило современное звучание, и стало восприниматься как символ новой эпохи, в которую вступала Россия.