nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СЕРГЕЙ ЗАРЯНКО. ПОРТРЕТ СЕМЬИ ТУРЧАНИНОВЫХ. 1848



Если и был в истории русского искусства художник, который не только своим творчеством, но и всей своей жизнью демонстрировал приоритет семейных ценностей, так это Сергей Константинович Зарянко. Человек, который с подросткового возраста отвечал за всю свою семью, выплачивал огромные долги отца, растил, учил и обеспечивал своих сестёр и братьев, а затем и всех родственников своей жены, бедной купеческой вдовы, вполне логично поднял на необычайно высокий уровень именно жанр семейного портрета.
Одним из самых плодотворных периодов в творчестве Сергея Зарянко был рубеж 1840-х-50-х годов, когда он после получения звания академика живописи начал преподавательскую деятельность. В это же время у него складывается определенный круг заказчиков для которых он пишет и индивидуальные и семейные портреты. Одной из самых ярких и в какой-то мере даже новаторских работ этого периода и является портрет семьи Турчаниновых.
Картина была написана в Санкт-Петербурге, куда Зарянко перебрался из Москвы в 1846 году. На портрете представлены Андрей Петрович Турчанинов, его жена Софья Георгиевна и дочь Олимпиада одиннадцати лет. Турчанинов был довольно влиятельным чиновником высокого ранга, сенатором, директором Демидовского дома призрения трудящихся, членом комитета Санкт-Петербургской Николаевской детской больницы. Он происходил из духовенства, и скорее всего столь высокого положения в обществе и финансовой стабильности добился исключительно собственным трудолюбием.
На портрете художник размещает его в самом центре композиции на среднем плане, подчёркивая таким образом значимость Андрея Петровича как главы семейства. Его взгляду присуща определенная властность, которая выдает в нём государственного мужа. Однако он предстаёт перед зрителем добродушным отцом семейства, наслаждающимся покоем и простыми радостями в узком кругу близких людей. Он одет в клетчатую домашнюю куртку с расстегнутыми пуговицами и пестрый уютный жилет. Разумеется, на службе он в таком вольном наряде никогда бы не появился.
Его супруга Софья Георгиевна предстает перед зрителем также одетой по-домашнему, просто и мило. Но при этом очевидно, что ее платье модное и достаточно дорогое, то есть это та простота, которая бывает доступна лишь очень состоятельным людям. Это полное финансовое благополучие подчеркивают и золотые украшения дамы – серьги, обручальное кольцо и цепочка-браслет. При этом художник нисколько не приукрасил её лицо, которое иногда даже называют некрасивым. Во всяком случае перед нами предстаёт простая, добросердечная, явно не глупая женщина, прекрасная хозяйка и мать, достойная спутница своего влиятельного супруга. В полном соответствии с распределением семейных ролей художник изображает её на заднем плане, стоящей, в отличие от мужа, который сидит в глубоком кресле.
На переднем плане изображена Олимпиада Турчанинова, любимая и единственная дочь в семье. Судя по всему, названа она была в честь бабушки, матери Андрея Петровича. Девочка одета ярко-розовое платье, то же явно дорогое и к тому же полностью соответствующее идеальному детскому наряду того времени. Её явно пышные волосы, туго заплетённые в косички, аккуратно заколоты, в ушах золотые сережки, а на пальце – золотой перстенек с камешком. Очевидно, что отец не скупится на наряды для любимой дочки. Но и девочка отвечает ему взаимной любовью, на что указывает её рука лежащий на груди отца. Другой рукой Олимпиада ласкает большую добродушную собаку, похожую на плюшевую игрушку. Пёс тоже на все сто процентов соответствует этой достойной и благополучной семье. Он явно сыт, у него отличный ошейник с медной табличкой, и он не проявляет никакой агрессии, а лишь сдержанное любопытство по отношению к чему-то, что происходит за рамой картины. Это что-то заинтересовало и девочку. Олимпиада с лёгкой улыбкой смотрит туда же, куда и собака, и судя по порывистому повороту ее корпуса, намеревается туда побежать. Девочка изображена в профиль и очевидно, что она очень похожа на мать, и будет ещё более на неё похожа, когда вырастет.
Художник создаёт у зрителя впечатление, что он будто случайно застал семейство за какими-то совместными домашними развлечениями, и на мгновение отвлекшись от них, супруги обратили свое доброжелательное внимание на гостя. Этот прием, который Зарянко блестяще использовал во многих своих семейных портретах, называется «неожиданное знакомство». В данном случае гостеприимные хозяева как будто приглашают случайного гостя разделить их приятный досуг.
Несмотря на достаточно жёстко организованную композицию с четким делением на планы, картина не кажется вымученной и искусственно выстроенной. И в этом безусловная заслуга самих моделей, чья естественность и обаяние прислали сценке живость и динамику.
Края холста как бы обрамляет плющ, создавая естественную раму. К тому же это растение традиционно символизирует прочность чувств и верность, и его присутствие на картине подчёркивает благополучие, царящее в семействе Турчаниновых. Собака также является традиционным символом верности и крепости семейных уз.
Колористическое решение строится на сочетании теплых розовых и коричневых тонов, что также подчеркивает теплую и гармоничную семейную обстановку.
В общем, идеальная семья. А что у них там было на самом деле, это уже, как говорится, совсем другая история…
Tags: анализ, картины, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments