nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ГЮСТАВ КУРБЕ. ПОХОРОНЫ В ОРНАНЕ


Гюстав Курбе. Похороны в Орнане. 1849-50

Гюстав Курбе никогда не стыдился своего происхождения Он был потомком фермеров из Орнана, уважал своих предков и любил земляков как часть своей малой родины. Когда в 1844 году в возрасте 81 года умер его дед Уго, к которому художник был особенно привязан, ему пришла в голову мысль запечатлеть погребение деда на холсте. Однако прошло еще почти пять лет, пока он не начал реализовывать свой замысел. К тому же в 1850 году умер еще один старший родственник Курбе, его двоюродный дед Клод-Этьен Теста, который был похоронен на том самом кладбище, которое изображено на картине.
Курбе начал работу над «Похоронами» в своей довольно тесной мастерской в Орнане, и сразу столкнулся с большими трудностями. Помещение мастерской было всего на сорок сантиметров шире длины холста, а в длину имело лишь чуть больше четырех метров, что лишало художника возможности видеть всю картину целиком и с должного расстояния. Вероятно, именно этим объясняется недостаточная глубина композиции, ее двухмерность и плоскостность, напоминающие фриз.
Все пространство холста занимают около 50 фигур земляков художника, пришедших проводить в последний путь покойника, имя которого так и остается скрытым от зрителя. Художник делит персонажей на три четко обозначенные группы. Слева находятся непосредственные участники похорон, в центре – скорбящие мужчины, а справа – скорбящие женщины.
Жители Орнана охотно позировали Кубре, и он оставил их превосходные портреты для истории. В левой группе присутствуют кюре, церковные служители и мальчики из хора, четверо мужчин в широкополых шляпах, принесших гроб, а также могильщик. Двое мужчин с непокрытыми головами на заднем плане в левой части полотна – это покойные деды Гюстава Курбе, которые наблюдают за церемонией с видом доброжелательных хозяев. Среди скорбящих мужчин находятся мэр Орнана Проспер Тест, местный адвокат, и несколько состоятельных буржуа.
Согласно традиции на похоронах мужчины и женщины должны были стоять отдельно, поэтому и Курбе достаточно четко разделяет их группы. Среди женщин находятся мать, три сестры Гюстава Курбе и его маленькая кузина.
На заднем плане на фоне типичного для Орнана пейзажа можно увидеть остаточно натуралистически выполненное распятие, сдвинутое влево, так, что оно возвышается над группой людей, проводящих обряд погребения, напоминая и о бренности человеческой жизни, и о грядущей возможности спасения.
Композиция выполнена в исключительно мрачных тонах, доминирующим среди которых является черный цвет. Только небольшие фрагменты белого и красного в одежде героев немного оживляют холст и задают определенный ритм действию, разворачивающемуся перед зрителем.
Курбе удалось создать очень современное полотно, запечатлев на нем реальных людей и узнаваемую жизненную ситуацию. Он акцентировал внимание на самом процессе похорон, оставив личность усопшего и его деяния за кадром, и тем самым, превратив его в некий собирательный образ Смерти, незримое присутствие которой явственно ощущается на картине.
«Похороны в Орнане» крайне не понравилась зрителям и критикам, они находили работу Курбе слишком мрачной, а сюжет чересчур незначительным для такой масштабной композиции. Но тем не менее, это был настоящий манифест реализма, открывший совершенно новую страницу в истории французского искусства.
Tags: анализ, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment