nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ: ДМИТРО БЕЗПЕРЧИЙ

Часть 1.


Дмитрий Безперчий. Автопортрет. 1846

Этот пост появился после того, как один из читателей моего блога напомнил мне имена двух художников, не слишком известных, но оттого ничуть не менее интересных. Одним из этих почти забытых сегодня мастеров является Дмитрий Иванович Безперчий. О нем и пойдет сегодня разговор.
Иногда кажется что судьба некоторых людей настолько жестко предопределена обстоятельствами их рождения, что никаких других вариантов в жизни для них просто быть не может. Так случилось и с Дмитрием Безперчим.

Село Борисовка (в настоящее время Белгородская обл.) Современный вид

Он родился 18 октября 1825 года в селе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии в семье крепостного крестьянина графа Шереметева – Ивана Андреевича Безперчего. Иван Безперчий был художником-иконописцем, также, как и большинство жителей его родного села, где основным промыслом была иконопись, изготовление киотов, иконостасов и церковной утвари. А Иван Безперчий считался одним из лучших мастеров своего дела, и потому имел особое разрешение своего хозяина и работал во многих городах и селах Курской и Харьковской губерний.

Покровский собор в Купянске. Фотография 1912 г.

В 1835 году Иван Безперчий получил крупный заказ от прихожан Покровской церкви Купянска на выполнение иконостаса и ещё нескольких икон. Общая сумма, которую он должен был получить составляла около трёх тысяч рублей. Заказчики обманули Ивана Андреевича и платить по завершении работы отказались. Он был вынужден ввязаться в серьёзный судебный процесс, который длился несколько лет. В итоге, все детство Дмитрия Безперчего прошло под впечатлением от этой тяжбы.

Дмитрий Безперчий. В селе

Часть денег Иван Андреевич все же смог получить, но только спустя почти семь лет. Это удалось сделать лишь после того, как он и его семья в 1841 году получили от графа Шереметьева вольную. Тогда же Безперчие перебрались в Курск, где глава семейства устроился работать учителем рисования в одной из местных гимназий.
В том же году Дмитрий, которому едва исполнилось шестнадцать лет, отправился в Петербург, чтобы первым из семьи получить настоящее профессиональное образование. Сначала он был принят в число вольноприходящих учеников, а с 1843 года занимался в классе у Карла Брюллова.
Он окончил Академию в 1846 году, предоставив экзаменационной комиссии в качестве итогового произведения свой автопортрет, который по праву считается одним из крупнейших достижений художника в этом жанре.
Вполне понятно, что испытывая сильное влияние наставника, Безперчий пишет свой «Автопортрет», в чисто брюлловской романтической манере. Перед зрителем предстает довольно симпатичный молодой человек с несколько неправильными чертами нежного благородного лица. Взгляд его умных и внимательных карих глаз направлен прямо вперёд. Едва заметная складка между бровями и энергичный подбородок подчеркивают силу его характера, его настойчивость и выдержку. Становится ясно, что перед нами человек пытливого ума, сильных эмоций, который склонен проявлять доброжелательный интерес к окрудающим.
Безперчий смог довольно успешно решить и определенные колористические задачи. Смуглое лицо героя с нежным румянцем удачно оттеняется белым воротничком рубашки и темно-русыми волосами. Коричневато-золотистые тона, в которых выдержан портрет, незаметно сливаются с темно-оливковым фоном. По психологической выразительности и уровню живописного мастерства эта работа Безперчего может занять вполне достойное место рядом с лучшими портретными работами его педагога Карла Брюллова.
«Автопортрет» Дмитрия Безперчего был очень высоко оценен Советом Академии. В 1846 году он получил звание неклассного (свободного) художника и официальное направление Академии на место учителя рисования в гимназии города Нежина.

Продолжение следует…
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments