nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ: ДМИТРО БЕЗПЕРЧИЙ
Часть 2.



Итак, в самом конце 1846 года Дмитрий Безперчий приехал в Нежин. Мне не удалось точно выяснить, была ли гимназия, в которой он начал работать, той самой Гимназией высших наук, где в своё время учился Николай Гоголь. Скорее всего нет, поскольку к 1840 году эта гимназия была преобразована в Нежинский юридический лицей. Но тем не менее, жизнь в городе, связанном с именем знаменитого писателя, не могла не повлиять на творческие интересы художника. Тем более, что еще учась в Петербурге, Безперчий входил в круг людей которые лично и довольно близко знали Гоголя. Его учитель Брюллов всячески поощрял иллюстрирование своими учениками произведений современных писателей, и поэтому ещё учась в Академии, Безперчий пробовал себя в этом художественном жанре. А уже в Нежине у него появилась идея выполнить целый цикл иллюстраций к разным произведения Гоголя, в том числе и к его знаменитым «Мертвым душам».

Дмитрий Безперчий. Иллюстрация

Несмотря на то, что он вышел из Академии дипломированным живописцем, постепенно его все больше увлекала графика, особенно работа акварелью. Ещё будучи студентом, приезжая во время летних каникул на родину, Безперчий начал делать зарисовки сценок из сельской жизни. Считается, что он был первым из украинских художников, кто вообще заинтересовался подобной народной тематикой. Его акварели очень хвалили. У него был хорошо поставленный академический рисунок и прекрасное чувство цвета, так что его работы отличались светлым почти прозрачным колоритом.

Здание Второй Харьковской гимназии (было разрушено во время Великой Отечественной войны)

Через два года Дмитрий Безперчий был переведен в Харьков, во Вторую мужскую гимназию. Очевидно, он сам подавал прошение о переводе, поскольку хотел перебраться поближе к своим родным, которые жили в Харькове. В этом городе он прожил всю свою оставшуюся жизнь.
Рисование не было основным и сколько-нибудь значительным предметом школьного курса, но Безперчий смог организовать занятия так, что этот предмет стал интересным и даже необходимым. Только с его приходом гимназисты узнали имена великих мастеров мирового искусства и познакомились с их творчеством. К тому же Дмитрий умел преподавать так, что рисовать у него начинали даже самые бесперспективные ученики. Ну а к одаренным детям он был особенно внимателен, бережно и заботливо растил из талант, обучал не только техническим приемам, но также стремился привить хороший вкус, чувство прекрасного.
Вообще, наверное, это самое важное, когда рядом с талантливым ребенком, родители которого не считают искусство чем-то серьёзным и особо не поощряют занятия им, все же находится проницательный человек, который в один прекрасный день скажет начинающему рисовальщику: «Да у вас талант, юноша. Не думали стать художником?»
Так, вероятно, случилось и с самым знаменитым в будущем учеником Дмитрия Ивановича, Генрихом Семирадским. Он поступил во Вторую харьковскую гимназию в 1857 году, когда ему уже исполнилось 13 лет, и только там под руководством Безперчего, он смог серьезно заняться рисованием, способности к которому обнаруживал с раннего детства. Его родители относились именно к тем людям, которые не воспринимали всерьез увлечение сына, а считали его обычным детским развлечением. Окончив гимназию, Генрих по настоянию отца, военного врача, даже поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет. Но в конце концов, вполне успешно окончив курс, он переступил через родительские запреты и отправился учиться живописи в Петербург, очевидно, решившись, наконец, последовать советам своего учителя.

Генрих Семирадский

Позднее, уже став знаменитым художником, Семирадский так писал о своем первом учителе:
«…Я имел возможность на каждом шагу убеждаться в разумности принципов, которые мне привил Дмитрий Иванович, принципов настолько широких, что они делали возможным одновременное развитие воображения и техники, и требовали параллельных упражнений в рисунке, в живописи и в композиции. Вся моя последующая деятельность была основана на этих принципах…»

Среди других учеников Безперчего, которые также стали профессиональными художниками – Сергей Васильковский, Михаил Ткаченко, Владимир Беклемишев, Николай Сергеев.

Продолжение следует…
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment